31865

Перевёрнутая революция

Автор • 21.01.2015 • НовостиКомментарии (0)632

Переворот — это стихи о повседневном: о том, как стоишь в очереди, моешь полы, стираешь одежду. Переворот — это история про Васю и про зрителей в театре, такая обедненная российской действительностью «сцена в Варьете». Переворот — это о революции, которую и назвать-то таковой сложно.

На малой сцене «Практики» ударная установка, клавиши, микрофоны. Здесь мастерская Дмитрия Брусникина (Школа-студия МХАТ) не то отыграет театрализованный концерт, не то покажет музыкальный спектакль по текстам Дмитрия Пригова.

Будь то поэзия или драматургия, Пригов в первую очередь работал с формой, поэтому его тексты, актерское мастерство «брусникинцев» и режиссерский подход Юрия Муравицкого не могли не сойтись в одной точке. «Переворот» объединил два текста «Я играю на гармошке» и «Революция». Только режиссуры тут, кажется, было вдвое меньше, чем актерского мастерства.

Что это значит «работать с формой»? В первой части спектакля нам рассказывают почти абсурдистскую историю о том, как Вася (Юрий Межевич) безуспешно пытается заставить самолюбивого зрителя запеть вместе с ним «Я играю на гармошке». У Васи есть два друга — Петя и Колюня. Вместе они вытаскивают из зала зрителей, которые не соглашаются на новую форму: ни красивая девушка, ни сухенькая старушка не хотят подпевать актёру.

Девушка, «сука, сбежала». Бабушка «померла, падла» — зритель так и не принял театральный интерактив. Возникает вопрос: неужели «Переворот» — это спектакль только «для своих»? Вовсе нет. Первая часть подготавливает нас ко второй. С самого начала становится ясно, что речь пойдет о российском «менталитете».

Пушкин, Булгаков, Александр I, Александр III… «Какое дело людям до этих имен?» Мы на площади. На сцене затор, потому что люди собрались бороться за равноправие и социализм. Итак, «всё это называется переворот, иначе революция». Под незатейливую ироничную хореографию звучат стихи о народности, национальном долге и прочем.

Спектакль превращается в марш людей, которые, как это водится в современной России, не понимают, ради чего они маршируют. «Нам всем грозит свобода, свобода без конца»: многократно повторяющиеся лозунги утомляют зрителя, выматывают его и в конце концов превращаются в условность. Народ устал, куда ему до революции?

Устали и зрители от этого долгого и однообразного марша ни о чем. Не уверена, что в ближайшее время выдержу еще один спектакль про непонимание гражданского долга и шептание на площадях. Пусть он даже будет такой же остроумный и яркий, как «Переворот». Зачем это: непонимание ради непонимания, шепот ради шепота?

Да, впечатление от «Переворота» складывается очень сумбурное. Конечно, «брусникинцы» мастерски удерживают внимание зрителя в течение двух минут (пока вскипит чайник), мастерски издеваются над простыми русскими людьми, над самими собой, но этого, на мой взгляд, оказывается не достаточно.

Анастасия Древаль

Pin It

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>