«Луиз Буржуа. Паук, клетки и никакого контакта»

Автор • 14.10.2015 • Арт, ТопComments (1)510

В конце сентября в новом здании музея «Гараж» открылась выставка Луиз Буржуа, творчество которой называют энциклопедией современного искусства. Главной темой экспозиции стала серия работ «Клетки», рассказывающая об истории жизни художницы. 

Выставка Луиз Буржуа в Москве – событие громкое, если не сказать эпохальное. На это есть несколько причин: во-первых, значимость фигуры автора. Буржуа прошла творческий путь длиной в семьдесят лет и создала свою собственную систему, сломав хребет традиционным представлениям об искусстве и введя новый, неповторимый словарь образов, символов и знаков. Несмотря на всеобщее признание и мировую известность, это первая масштабная выставка работ Буржуа в Москве, что делает событие еще более значимым. Ну и наконец третья причина – выставка открылась в новом здании музея «Гараж».

Больше двух лет сотрудники «Гаража» работали во временных павильонах и в итоге обрели долгожданный дом. Отныне музей базируется в здании бывшего ресторана «Времена года», построенного в стиле советского модернизма. Отреставрированная по проекту Рема Колхаса, площадка музея позволяет реализовывать самые смелые проекты. Весь следующий сезон Гараж обещает удивлять посетителей масштабными экспозициями и громкими именами. Одной из первых в этой чреде сенсаций стала выставка Луиз Буржуа «Клетки».

Луиз Буржуа родилась в 1911 года в Париже, а детство провела в Антони. С самого раннего возраста она испытывала тягу к творчеству, свои первые работы она лепила из мякишей хлеба. Ее семья занималась реставрацией гобеленов, и Буржуа много времени проводила в мастерской. Вместе с желанием творить в ее детском сознании укоренялись страхи и тревоги. Причина психологических травм – отец Буржуа, он регулярно изменял супруге с гувернанткой, которую привел в дом. Деспотичность родителя, ранняя смерть матери, чувство беззащитности перед замкнутым миром составили основную тему творчества Луиз Буржуа, которую она исследовала в течение семи десятилетий.

Всемирная известность пришла к Буржуа только в 70 лет, после ее первой ретроспективы в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Она стала символом целой эпохи, заставила общественность переосмыслить место женщины на мировой арене искусства и по-новому взглянуть на личностное, сугубо индивидуальное творчество.

Луиз Буржуа
«Мaman» 1999
Бронза, патинирование нитратом серебра, нержавеющая сталь и мрамор
927,1 x 891,5 x 1023,6 см
Коллекция The Easton Foundation
Фото: Ольга Алексеенко, © The Easton Foundation / РАО, Москва
 
Серию «Клетки» Буржуа создавала на протяжении двух последних десятилетий своей жизни, будучи уже гражданкой США. В основу проекта была положена концепция энвайронмента, преследующая цель вовлечения зрителя в пространство художественного объекта. Серия включает около 60 работ, для создания которых Буржуа использовала предметы повседневного быта и собственные скульптуры. Каждая из клеток – отдельный микрокосм, со своим набором символов и идеологией. Каждая из них – портал памяти, возвращающий его создателя в момент времени, длящийся вечность.
 

В экспозицию «Гаража» вошли 26 «клеток», а также две грандиозных работы Буржуа. Одна из них, визитная карточка художницы, — девятиметровый паук «Maman». На первом этаже музея находится еще один исполин — шестиметровое вращающееся зеркало, в котором отражается надпись: «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?». Название работы повторяет запись в дневнике художницы от 7 февраля 1995 года.

Луиз Буржуа
«Завладел ли день ночью или ночь завладела днем» 2007
Алюминий, нержавеющая сталь, сталь и диоды
581,7 x 320 x 299,7 см
Коллекция Hauser & Wirth и Cheim& Read
Фото: Егор Слизяк © The Easton Foundation / РАО, Москва
 

Основная «экспозиция» расположилась на третьем этаже музея. Строжайший запрет фотосъемки и концентрация охранников заранее задает тон выставки. В атмосфере всеобщей тишины и стерильного полумрака клетки смотрятся еще более зловеще. Каждая из них пропитана духом Буржуа, соткана из нитей ее собственной жизни. В помощь посетителям предлагаются путеводители, из которых можно узнать историю создания каждой клетки и краткое объяснение ее значения.

Однако сами энвайронменты так и остались для посетителей закрытыми. Посетитель не может почувствовать себя обвиняемым номер два, сидя на маленьком стульчике перед затертым зеркалом, пройтись дорогой жизни Буржуа между рядов с костями животных и электрическим стулом. Внутренняя энергетика клеток пульсирует внутри них, а зрителю остается довольствоваться ее излишками, будучи снаружи.

Несмотря на вынужденные меры безопасности, сотрудники Гаража сделали все возможное, чтобы посетители смогли почувствовать внутри «Клеток» Буржуа. Для этого организована интенсивная образовательная программа, включающая в себя цикл лекций, показы фильмов и даже занятия скульптурой. Свободный Доступ также выступает за популяризацию творчества Луиз Буржуа, и для более близкого знакомства с читателем мы нашли самые известные цитаты художницы:

«Символы – это всего лишь пустые сосуды. Они служат тогда, когда их наполняют, — личные символы составляют алфавит, наша уникальность – это все, что у нас есть»

 

Луиз Буржуа
«Клетка (Последнее восхождение)» 2008
Сталь, стекло, резина, нитки, дерево
384.8 x 400.1 x 299.7  см
Коллекция Национальной Галереи Канады, Оттава
Фото: Егор Слизяк © The Easton Foundation / РАО, Москва

 

«Каждый день вы должны отказываться от своего прошлого или принимать его, и если вы не можете его принять, вы становитесь скульптором»

 

«В геометрии – источник моей любви к скульптуре»

 

«Бессознательное – мой друг»

 

Луиз Буржуа
«Структура Бытия: Клетки» 2015
Фото: Егор Слизяк © The Easton Foundation / РАО, Москва
 

«Скульптура позволяет мне заново испытать страх, придать ему материальность, так что я могу прорваться сквозь него. Страх становится контролируемой реальностью. Скульптура позволяет мне заново испытать прошлое, увидеть прошлое в его действительных реалистичных масштабах»

 

«Пространства нет, пространство – это лишь метафора структуры нашего существования»

 

«Скульптура – это я, мое тело – это скульптура»

Луиз Буржуа
«Структура Бытия: Клетки» 2015
Фото: Егор Слизяк © The Easton Foundation / РАО, Москва
 

«Боль – это искупление формализма»

 

«Искусство – это гарантия здравомыслия»

 

«Я выдержала свой успех, потому что он не являлся моей целью. Мое творчество переживает успех, чтобы стать еще выносливее и сильнее»

 

Луиз Буржуа
«Клетка XVIII(Портрет)» 2000
Сталь, ткань, дерево, стекло
207 x 123,2 x 128,2  см
Частная коллекция, Нью-Йорк
Фото: Егор Слизяк © The Easton Foundation / РАО, Москва
 

«Для меня искусство – средство выживания. Оно мне жизненно необходимо»

Pin It

Похожие статьи

One Response to «Луиз Буржуа. Паук, клетки и никакого контакта»

  1. Широкую известность получили «Пауки» Буржуа — металлические скульптуры огромных пауков . В 1999 художница получила «Золотого льва» на 48-й Венецианской биеннале .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>