Фрагмент: Топ-5 мужских ролей – 5 престижных кинонаград

Автор • 18.12.2015 • АРТПОТОК, КиноКомментарии (0)211

Кинокритик СД Фрагмент составил для вас новую подборку, посвященную лучшим мужским ролям, отмеченным на крупнейших кинофестивалях.

1. Ричард Харрис – Серебряная премия за лучшую мужскую роль (Каннский кинофестиваль).

«Такова спортивная жизнь» (1963, Великобритания, режиссёр Линдсей Андерсон).

Молодой регбист-любитель Фрэнк Мэчинс снимает скромную комнату в доме вдовы миссис Маргарет Хэммонд. Фрэнк пытается вернуть безутешной вдове вкус к жизни и параллельно устроить собственную спортивную карьеру. С первыми спортивными успехами Фрэнк получает всё: деньги, славу, внимание женщин. Почти всё. Сломить неприступность Маргарет оказывается не так-то просто.

Перед нами дебютная полнометражная картина британского режиссёра Линдсея Андерсона, родственная другой британской картине начала 60-х – драме Тони Ричардсона «Одиночество бегуна на длинную дистанцию». Уже второй полнометражный фильм Андерсона, школьная драма «Если…» (1968), добьётся большого успеха, получив Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и открыв для большого кино актёра Малкольма МакДауэлла. В «Такова спортивная жизнь» главную роль исполняет ирландский актёр Ричард Харрис, который уже через год снимется у Микеланджело Антониони в «Красной пустыне», а в поздние годы сыграет в таких известных фильмах, как «Сибирский цирюльник» (1998), «Гладиатор» (2000) и «Гарри Поттер и философский камень» (2001). Харрис убедительно воплощает на экране двойственный образ верзилы-спортсмена: его герой мечется между собственной силой и слабостью, скромностью и грубостью. Он не умеет обращаться с деньгами и женщинами. Он просто хочет быть счастливым.

«Такова спортивная жизнь» – суровое реалистичное кино, которое в одних моментах становится почти физически невыносимым сцена с матчем на грязном поле), в других моментах – становится неуклюже-трогательным, беззащитным (сцена с исполнением песни Эла Мартино «Here in My Heart»). Картина Андерсона показывает, что жестокость профессионального спорта вовсе не в тяжёлых травмах, а в постоянном требовании публики – быть всегда на высоте, вне зависимости от личных неурядиц. «Случилось горе? Беги и дальше месить свою грязь, спортсмен», – безжалостно сообщает Андерсон своему герою.

2. Уильям Хёрт – Лучшая мужская роль (премия «Оскар»).

«Поцелуй женщины-паука» (1985, Бразилия, США, режиссёр Эктор Бабенко).

 

В центре картины два сокамерника: оформитель витрин Луис Молина, осуждённый за совращение несовершеннолетнего мальчика, и журналист Валентин Аррегуи, осуждённый за антиправительственную деятельность. Молина, получивший 8 лет тюрьмы, спокойно отбывает своё наказание. Валентин, будучи политическим заключённым, время от времени подвергается жестоким допросам и может не дожить до освобождения. Между двумя мужчинами завязывается необычная и хрупкая дружба. Чтобы скоротать время, Молина пересказывает Валентину свой любимый фильм – историю любви французской певицы и немецкого офицера во времена Второй мировой войны.

Эта политическая драма находится в состоянии постоянного раздвоения. С одной стороны, суровый, захваченный революционной борьбой Валентин, с другой – ранимый, витающий в облаках Молина. Разными являются и подруги Валентина: полуграмотная революционерка Лидия и образованная буржуа Марта. Разными выходят начальник тюрьмы и его помощник, похожие на «хорошего полицейского» и «плохого полицейского» соответственно. Реальность фильма также двоится: с одной стороны, жестокий и грязный мир южноамериканской тюрьмы, с другой – кинорассказы Молины, романтичные фантазии, наполненные спасительным флёром. Кинематограф как счастливое бегство от реальности был представлен во многих фильмах, снятых и до, и после «Поцелуя женщины-паука». Достаточно вспомнить такие картины, как «Последний киносеанс» (1971) и «Новый кинотеатр «Парадизо»» (1988). Но только в «Поцелуе женщины-паука» это счастливое бегство возникает в совершенно особых условиях – в тесной тюремной камере, в ошеломительной близости от предательства, любви и смерти.

Некоторые члены съёмочной группы достойны отдельного упоминания. Тут и один из лучших бразильских режиссёров Эктор Бабенко, имеющий украинские корни. И оператор Родольфо Санчес, ранее отметившийся в успешном фильме Бабенко «Пишоте: Закон самого слабого». И сценарист Леонард Шредер, старший брат известного режиссёра и сценариста Пола Шредера («Таксист»). И актёр Уильям Хёрт, известный по работе с такими режиссёрами, как Кен Рассел (в фильме «Другие ипостаси») и Франко Дзеффирелли (в фильме «Джейн Эйр»). В «Поцелуе женщины-паука» Хёрт убедительно изображает гея Молину с его особой внимательно-мягкой пластикой. Сценарную убедительность ленты обеспечивает литературный первоисточник – одноимённый роман аргентинского писателя Мануэля Пуига, не понаслышке знающего, что такое военная диктатура и политические репрессии (в своё время писатель бежал от них из Аргентины). Эктору Бабенко, родившемуся в Аргентине, так же близка эта тема.

3. Ричард Бёртон, Питер Фёрт – Лучшая мужская роль в драме и Лучшая мужская роль второго плана в драме (премия «Золотой глобус»).

«Эквус» (1977, Великобритания, США, режиссёр Сидни Люмет).

Опытного психиатра Мартина Дайсарта, специализирующегося на работе с детьми, уговаривают принять нового пациента. Это 17-летний Алан Стрэнг, работник конюшни, ослепивший серпом шесть лошадей. Дайсарт пытается понять, что подтолкнуло мальчика к столь жестокому преступлению. В ходе бесед с пациентом, психиатр медленно, шаг за шагом, открывает для себя его внутренний мир – пугающий, волнующий, религиозно-сексуальный.

Роль психиатра в фильме исполнил Ричард Бёртон, в 60-е годы сыгравший главные роли в ряде известных лент: «Клеопатра» (1963), «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966), «Укрощение строптивой» (1967). Роль пациента исполнил Питер Фёрт, на тот момент игравший, в основном, в телесериалах и театре, однако успевший засветиться и в большом кино – в небольшой роли в исторической драме Франко Дзеффирелли «Брат Солнце, сестра Луна» (1972).

«Эквус» – кино очень камерное, чьё действие часто замыкается в стенах одной комнаты, однако это не должно смущать. Режиссёром фильма выступил Сидни Люмет, снявший в своё время прекрасное камерное кино «12 разгневанных мужчин» (1957). Сценаристом стал Питер Шаффер – драматург, автор известной пьесы «Эквус», которая и легла в основу сценария. Кроме того, сказался и театральный опыт Питера Фёрта, который играл аналогичную роль в бродвейской версии «Эквуса».

Киноверсия для 1977 года получилась весьма смелой: беззастенчивое изображение обнажённого тела, натуралистичная жестокость в сцене с ослеплением и главное – по-настоящему пугающее исследование скрытой человеческой сексуальности. «Эквус» показывает, что нет ничего сильнее тайных человеческих страстей и скрытых желаний. «Горе тому, кто отказался от своей мечты. Ничего сильнее в его жизни больше не будет», – подводит неутешительные итоги эта психологическая драма, которая, помимо всего прочего, рассказывает о мучительном поиске бога и о страшном ощущении соседства, когда он всё-таки оказывается рядом. В конечном итоге всё выходит, как в стихотворении поэта Шиша Брянского: «О, исклюй мне печень, сердце мне пронзи – / Я тебя сегодня увидал вблизи». Напоследок замечу, что не все сцены фильма сняты в четырёх стенах, а одна из уличных сцен и вовсе – сделана гениально.

4. Майкл Фассбендер – Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Венецианский кинофестиваль).

«Стыд» (2011, Великобритания, режиссёр Стив МакКуин).

Житель Нью-Йорка Брэндон не способен уживаться с женщинами. Он сторонник краткосрочных отношений, увязший в поисках новых сексуальных ощущений. Брэндон занимается онанизмом в туалетной кабинке на работе. Брэндон готов заняться сексом с любой незнакомой женщиной, которая ему понравится. Неспособность контролировать собственную сексуальную жизнь и напряжённые отношения с сестрой постепенно приближают Брэндона к безумию.

«Стыд» – второй полнометражный фильм британского кинорежиссёра Стива МакКуина (не стоит путать с известным американским актёром Стивом МакКуином), настоящая слава к которому придёт несколько позже – с выходом историко-биографической драмы «12 лет рабства» (2013). Главную роль в «Стыде» исполняет Майкл Фассбендер – основной актёр МакКуина, сыгравший во всех его полнометражных картинах. В 2013 году Фассбендер сыграет в музыкальной драме Леонарда Абрахамсона «Фрэнк», где исполнит роль аутичного музыканта, никогда не снимающего нелепую маску-голову. В «Стыде» Фассбендеру пришлось носить другую «маску» – здесь он играет человека, который прячется от реальности в мире интернет-порнографии и секс-чатов.

«Стыд» – кино об одиночестве, потерянности в большом городе, психологических зависимостях и неудовлетворённых сексуальных желаниях, достигающих в какой-то момент <почти разрушительной силы. Вместе с тем – это волнующее кино, тоскующее о мимолётном утраченном счастье. Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение: фоном здесь звучит, то мягко-тревожный эмбиент, то музыка Баха, в том числе красивейшая «Prelude No. 10 in E minor, BWV 855» из «Хорошо темперированного клавира». В конечном счёте, это очень хрупкое и неуютное кино, как и само это чувство – стыд.

5. Жан Габен – «Серебряный Медведь» за лучшую мужскую роль (Берлинский кинофестиваль).

«Кот» (1971, Франция, Италия, режиссёр Пьер Гранье-Дефер).

Когда-то Клеманс была успешным цирковым артистом и любимой женой, теперь она – хромая стареющая женщина, к которой охладел любимый муж Жюльен. У мужа появилось новое увлечение – обычный кот, подобранный на улице. Клеманс пытается избавиться от маленького соперника, но это не так-то просто.

Семейная драма «Кот» держится, главным образом, на игре знаменитых французских актёров – Жана Габена и Симоны Синьоре. Немногословно, но убедительно они показывают, как разрушается любовь, как между некогда любимыми людьми создаётся тихое, едва уловимое напряжение и страшная скрытная ревность. Лейтмотивом фильма становится внутреннее разрушение героев, показанное через разрушение внешнее: главные герои живут в старом районе города, который разрушается строителями для новых застроек. Неспокойный шум стройки смешивается с неспокойными отношениями внутри семьи. Другим лейтмотивом картины становится мусоровоз, время от времени подъезжающий за мусором к дому героев. Благодаря блестящей операторской работе мусорщики, бредущие рядом с мусоровозом, выглядят так, словно они – безмолвная команда убийц, неотвратимо идущая за новыми жертвами.

Оператора можно упомянуть отдельно. Это француз Вальтер Воттиц, ранее получивший «Оскара» за работу над фильмом «Самый длинный день» (1962). Воттиц блестяще показывает, как полицейская машина едет к дому главных героев, как в оранжевой мигалке отражаются тени деревьев, похожие на клубящиеся водоросли. Даже обычные коты, шныряющие по стройке, показаны в этом фильме необыкновенно поэтично, что отчасти связано с весьма задумчивым саундтреком. Отдельно стоит отметить, что Симона Синьоре также получила за свою роль «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. Обделённым остался только кот.

Фрагмент

 

Pin It

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>