Киноитоги 2015 года: самые запомнившиеся кинофильмы

Автор • 26.01.2016 • АРТПОТОК, Кино, ТопКомментарии (0)612

Фрагмент подвел киноитоги 2015 года и выбрал 21 фильм, который нужно посмотреть до весны.  Календарный 2015-й уже закончился, но киногод 2015 всё ещё продолжается. В российский прокат продолжают выходить фильмы, датированные 2015 годом. О некоторых из них я недавно писал. Эти фильмы оставлю за скобками, чтобы не повторяться. Кроме того, за скобками остались некоторые труднодоступные фильмы, которые так и не удалось посмотреть. В их числе «Море деревьев» Гаса Ван Сента и «Кладбище великолепия» Апичатпонга Вирасетакуна. Но главное отличие этого топа от других подобных – в отсутствии фильмов 2014 года. Во многих рейтингах (даже от самых уважаемых кинокритиков) границы между 2014-м и 2015-м намеренно размыты. Я же старался избежать этого размытия и держался строго в рамках 2015-го года.

1. «Милый Ханс, дорогой Пётр» (2015, Германия, Россия, режиссёр Александр Миндадзе).

Третья картина сценариста, работавшего с режиссёром Вадимом Абдрашитовым («Охота на лис», «Плюмбум, или Опасная игра» и т.д.). Фильм затрагивает такую щекотливую тему, как сотрудничество Советского Союза и нацистской Германии накануне Великой отечественной войны. Неудивительно, что картина вызвала недовольство Министерства культуры РФ, которое отказалось от финансирования проекта. Однако именно «Милый Ханс, дорогой Пётр» окончательно выводит Александра Миндадзе в первый ряд российской режиссуры. Перед нами один из самых серьёзных и тяжёлых фильмов года. Рассказ о немце Хансе, работающем на советском стекольном заводе в составе немецкой инженерной группы. История о хрупкой интуитивной дружбе, случившейся в самое страшное и ненадёжное время.

2. «Лобстер» (2015, Ирландия, Великобритания, Греция, Франция, Нидерланды, США, режиссёр Йоргос Лантимос).

 Один из самых странных фильмов прошедшего года от странного греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса («Клык»). Антиутопия о мире, в котором запрещается быть одиноким. Каждого одинокого человека насильно отправляют в специальный отель, где он должен найти себе пару. Тех, кто не справляется с этим заданием, персонал отеля превращает в животных, после чего выпускает на волю. «Лобстер» – кино несмешное, но сдержанно-ироничное, со множеством приятных нюансов – от забавного кавера на песню Ника Кейва «Something’s Gotten Hold Of My Heart» до признания в любви к замечательному фильму Роба Райнера «Останься со мной». Кроме того, в «Лобстере» обнаруживается неочевидная родственная связь с рассказом Андрэ Моруа «Отель “Танатос”».

3. «Молодость» (2015, Италия, Франция, Швейцария, Великобритания, режиссёр Паоло Соррентино).

 Новая работа недавнего оскаровского лауреата Паоло Соррентино (в 2014 году режиссёр получил статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за картину «Великая красота»). В центре истории – швейцарский курорт для обеспеченных людей, где знаменитый режиссёр Мик и авторитетный композитор Фред коротают дни своей уходящей славы. Великий актёрский состав (Майкл Кейн, Харви Кейтель, Джейн Фонда), ироничная сдержанность повествования, спокойная красота каждого кадра – и на выходе получается серьёзное взрослое кино. Как справедливо заметил кинокритик Андрей Плахов: «Нечто подобное мог бы снять Висконти, если бы дожил до наших дней…» А молодость в этом фильме олицетворяет актриса Рэйчел Вайс*, которая в свои 45 выглядит лет на 15 моложе. Вот она – великая красота.

* именно она играет подругу главного героя в «Лобстере».

4. «Убийца» (2015, Тайвань, Китай, Гонконг, Франция, режиссёр Хоу Сяосянь).

Каким может быть фильм, рассказывающий о совершенном убийце из VII века? Зритель ждёт исторического боевика в духе «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» Энга Ли, а получает эдакий природный артхаус. Почти в каждой сцене этого фильма можно услышать пение птиц. Во многих эпизодах слышен шелест травы и деревьев, видна игра света и тени. Хоу Сяосянь создаёт очень красивый сдержанный мир, в котором даже схватка двух превосходных убийц похожа на столкновение двух порывов ветра – убийцы внезапно сходятся и так же внезапно расходятся, оставляя после себя совершенную тишину. В «Убийце» каждый кадр наполнен жизнью. Возможно, именно поэтому главный герой фильма вовсе не стремится убивать.

5. «Любовь» (2015, Франция, Бельгия, режиссёр Гаспар Ноэ).

 Самый скандальный фильм прошлого года. Министерство культуры РФ не пустило фильм в прокат, а политик Милонов сравнил картину с «Майн Кампф» Адольфа Гитлера. Предыдущая работа Гаспара Ноэ «Вход в пустоту» (2009) сообщала нам, что вход в пустоту – это смерть. Новая работа намекает на то, что вход в пустоту – это любовь. Главный герой фильма, молодой кинорежиссёр Мёрфи, не может забыть девушку, которую потерял. Возвращаясь мысленно в прошлое, он раз за разом переживает все самые яркие моменты совместной близости. Любопытно, что любовь в этом фильме как бы остаётся за кадром. Вместо неё зрителю показывают мучительную вереницу сексуальных эпизодов. Картина в итоге оказывается даже не на грани порнографии, а далеко за её гранью. Кинокритик Антон Долин назвал «Любовь» худшим фильмом 68-го Каннского фестиваля и заметил, что любви в этом фильме нет: «Где бы она ни скрывалась, но точно не здесь». Я же думаю, что любовь отчётливо проявляется здесь в одном маленьком эпизоде: вот Мёрфи и его девушка лежат обнажённые на кровати, вот он поднимает руку, чтобы поднести к губам сигарету, и в следующий момент мы понимаем, что это не его рука, а рука его девушки. Два человека настолько сливаются друг с другом, что уже не важно, где чья рука. Всё-таки это любовь.

6. «Виктория» (2015, Германия, режиссёр Себастьян Шиппер).

Возможно, лучший немецкий фильм 2015-го года. Главный герой, молодая испанка по имени Виктория, живёт в Берлине. Однажды ночью она знакомится с четвёркой молодых немцев. Ребята называют себя «настоящими берлинскими парнями» и пытаются стать для Виктории гидами по ночному Берлину. Однако криминальное прошлое одного из парней разрушает эту свободолюбивую идиллию. «Виктория» – фильм, который стоит смотреть на большом экране. Картина, обладающая недюжинным эффектом погружения, увлекает за собой в самую гущу ночной жизни. «Виктория» снята одним дублем, что только усиливает реалистический эффект от картины.

7. «Всё будет хорошо» (2015, Германия, Канада, Франция, Швеция, Норвегия, режиссёр Вим Вендерс).

Главный герой, скупой на эмоции писатель по имени Томас, находится в творческом кризисе. В какой-то момент в его жизни происходит трагедия – он случайно убивает ребёнка. Дальнейшие отношения Томаса с матерью погибшего ребёнка сильно повлияют на его жизнь. «Всё будет хорошо» – история о цинизме писательского ремесла, когда даже самое страшное горе становится полезным материалом для творчества. К плюсам фильма можно отнести актёрскую работу (Шарлотта Генсбур), саундтрек (Greg Brown «Remember The Sun»), а также спокойную тихую естественность, которая здесь в каждом кадре. Вим Вендерс делает серьёзное взрослое кино – а разве могло быть иначе?

8. «Такси» (2015, Иран, режиссёр Джафар Панахи).

Об этом фильме я уже писал, но не упомянуть его в этом топе не могу. «Такси» – настоящий гимн кино, свободе и свободе в кино. Джафару Панахи запретили снимать кино и выезжать из страны, но он всё равно делает кино в рамках всех запретов и изоляции. Что нужно для создания кино? Камера, автомобиль и внутренняя свобода. «Такси» – хороший пример для начинающих кинематографистов. Это кино, которое возникает буквально из ниоткуда. Во время просмотра вряд ли удастся понять, какие эпизоды здесь сымпровизированы, а какие – отрепетированы. Такси, за рулём которого сидит сам режиссёр, ездит по улицам Тегерана и подбирает пассажиров. Разговоры о кино и политике, большие и маленькие жизненные драмы попутчиков – оказывается, салона автомобиля достаточно для того, чтобы показать целый громадный мир. На Берлинском кинофестивале 2015 года фильм получил главную награду – «Золотого медведя».

9. «Из машины» (2015, Великобритания, режиссёр Алекс Гарленд).

Один из лучших режиссёрских дебютов 2015 года. Алекс Гарленд – сценарист, работавший с режиссёром Дэнни Бойлом («28 дней спустя», «Пекло»), а также автор романа «Пляж», на основе которого всё тот же Бойл снял одноимённый фильм с Леонардо ДиКаприо. «Из машины» – камерная фантастическая история об искусственном интеллекте. Главный герой, молодой программист Калеб, побеждает в корпоративной лотерее и получает уникальную возможность провести целую неделю в удалённом поместье своего босса. Вскоре, однако, выясняется, что ждёт Калеба вовсе не отдых. Ему предстоит протестировать новый искусственный интеллект – робота-женщину по имени Ава. Далее начнётся хитроумная и почти детективная история о любви, в которой роботы неотличимы от людей (вспомним Филипа Дика). В роли Авы выступает красавица Алисия Викандер, для которой 2015-й стал звёздным часом (в том году она также снялась в заметных фильмах «Агенты А.Н.К.Л.» и «Девушка из Дании»). Роль босса Калеба, вальяжного гения по имени Натан, исполняет Оскар Айзек («Внутри Льюина Дэвиса»).

10. «Я, Эрл и умирающая девушка» (2015, США, режиссёр Альфонсо Гомез-Рейон).

Старшеклассник Грег хочет только одного – спокойно окончить школу, не нажив себе врагов. Эту осторожную жизнь нарушает тревожное известие – у его знакомой по имени Рейчел обнаруживают лейкемию. Мать Грега заставляет его общаться с больной девушкой, что приводит к началу настоящей дружбы. «Я, Эрл и умирающая девушка» – не просто лучший школьный фильм года. Эта трагикомедия – один из главных киноманских фильмов 2015-го. Достаточно сказать, что главные герои картины являются поклонниками ранних работ Вернера Херцога, а также снимают своё собственное любительское кино. Гомез-Рейон шутит над Pussy Riot, ведёт диалог с «Перемоткой» Мишеля Гондри, а за операторскую работу у него отвечает Чун Чун Хун – основной оператор Пака Чхан Ука. Позвать в школьный фильм оператора из «Олдбоя» – сильный и ироничный ход. Другой интересный ход – взять на главную роль молодого актёра по имени Томас Манн. В общем, внимательному зрителю скучно не будет.

11. «Страна ОЗ» (2015, Россия, режиссёр Василий Сигарев).

Василия Сигарева можно назвать одним из самых перспективных режиссёров российского кино. Вслед за безысходными драмами «Волчок» (2009) и «Жить» (2011) режиссёр делает настоящую российскую новогоднюю комедию. 31 декабря. Главному герою, женщине по имени Ленка Шабадинова, нужно немногое – всего-то вовремя выйти на работу. Проблема заключается в том, что россияне уже начали праздновать. В лучших традициях Аки Каурисмяки (см. фильм «Союз Каламари») простой путь до нужной улицы превращается в нескончаемую одиссею. В новогоднее время страницы российских СМИ пестрят заголовками типа «Дети из Ярославля сняли мультфильм о подорвавшемся на фейерверке Деде Морозе» или «»Умерший» во время застолья приморец сбежал из морга, чтобы продолжить праздник». Сигарев прекрасно чувствует атмосферу беспощадного русского праздника. Не зря название «Страна ОЗ» читается также как «Страна 03», отсылая нас к номеру вызова Скорой помощи.

12. «Костяной томагавк» (2015, США, режиссёр С. Крэйг Залер).

 На небольшой американский городок нападают индейцы-каннибалы. Под покровом ночи нападавшие уводят из города трёх человек: помощника шерифа, раненого преступника и жену одного из жителей. Город снаряжает спасательную экспедицию из четырёх человек: немолодого шерифа, его помощника-старика, беспощадного охотника на индейцев, а также мужа похищенной жены, у которого сломана нога. Этой разношёрстной и не очень грозной компании предстоит почти невозможная миссия – проникнуть в логово каннибалов и вернуть всех похищенных. Перед нами – низкобюджетный вестерн и один из лучших режиссёрских дебютов года, достойно вписавшийся в волну неовестернов, снятых в 2015-м: «Выживший», «Нелепая шестёрка», «Омерзительная восьмёрка», «Строго на запад», «Эхо войны» и т.д. Главная особенность «Костяного томагавка» – бескомпромиссная жестокость и ощущение мистического ужаса, создаваемое жуткими и завораживающими каннибалами. Этот фильм может стать хорошей альтернативой для тех, кому не понравился тот же «Выживший». Картина Крэйга Залера смотрится не менее увлекательно, несмотря на скромный бюджет (в 75 раз меньше, чем у фильма Иньярриту).

13. «Аномализа» (2015, США, режиссёры Дьюк Джонсон и Чарли Кауфман, анимационный, полнометражный).

Новая режиссёрская работа знаменитого сценариста Чарли Кауфмана («Быть Джоном Малковичем», «Вечное сияние чистого разума»). Дебютный фильм Кауфмана «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (2008) в своё время провалился в прокате, что привело к длинной паузе в режиссёрской деятельности. «Аномализа» – попытка Кауфмана достичь успеха в области анимации. И попытка, надо сказать, успешная. Главный герой мультфильма, немолодой писатель Майкл Стоун, прилетает по делам в Цинциннати. В этом городе, с которым у него связаны тревожные воспоминания, он пытается встретиться с бывшей возлюбленной, а также найти кого-нибудь, кто скрасит его унылое пребывание в отеле. Где-то далеко Стоуна ждут жена и сын, но он несчастлив в браке и готов на всё. «Аномализа» – тихая и нежная история любви, которая кажется самой хрупкой и последней на свете. Это рассказ о всепоглощающем одиночестве, сравнимым с «Марсианскими хрониками» Рэя Брэдбери. Антиутопия без фантастических элементов, антиутопия обыденной жизни.

14. «Робот по имени Чаппи» (2015, США, Мексика, режиссёр Нил Бломкамп).

Третья полнометражная работа южноафриканского режиссёра, известного по фантастическому фильму «Район №9». Действие «Робота по имени Чаппи» переносится в излюбленные локации Бломкампа – бандитские трущобы Йоханнесбурга. Главный герой – списанный со службы робот-полицейский по имени Чаппи. Местные бандиты похищают Чаппи, чтобы использовать его для своих новых ограблений, но сделать это не так-то просто – интеллект у Чаппи как у маленького ребёнка и для начала ему необходимо повзрослеть. «Робот по имени Чаппи», начинающийся как семейная фантастика, закономерно уходит в сторону взрослого кино: настоящее взросление – жестокая беспощадная вещь, что и показывает Нил Бломкамп. Впрочем, на выходе получается весьма трогательное кино с обаятельными персонажами, среди которых не только пугливый робот-полицейский Чаппи, но и его похитители, которых играют музыканты Ниндзя и Йоланди, участники популярнейшей южноафриканской группы Die Antwoord.

15. «Безродные звери» (2015, США, режиссёр Кэри Фукунага).

 

Действие фильма разворачивается в неназванной африканской стране. Во время гражданской войны мальчик по имени Агу теряет отца, деда и старшего брата. Чудом оставшись в живых, он попадает в руки Сил самообороны. В кратчайшие сроки обычный мальчик становится профессиональным солдатом. «Безродные звери» – военная драма, рассказывающая о жестоких буднях африканских детей-воинов. Как и в картине «Джонни – Бешеный Пёс» (2008), перед нами возникает это детское воинство в нелепых шапках, «плюшевые» убийцы, не знающие жалости. Кэри Фукунага родился в Калифорнии, но снимает свой фильм так, словно он родом из Африки, из этих самых кровавых джунглей. Недаром «Безродные звери» получили множество наград африканской кинопремии Ghana Movie Awards 2015. После успешной работы над сериалом «Настоящий детектив» (Фукунага снял все серии первого сезона) молодой режиссёр не сдаёт своих позиций.

16. «Моя мама» (2015, Италия, Франция, режиссёр Нанни Моретти).

 

Женщина-режиссёр по имени Маргарита снимает фильм про забастовку рабочих. Главной звездой картины должен стать приглашённый голливудский актёр Барри Хаггинс (Джон Туртурро), однако он оказывается самовлюблённым шутом, неспособным выучить собственные реплики. На фоне нелёгкой работы над фильмом развивается другая трагедия – в больнице медленно умирает мать Маргариты. Новая работа каннского триумфатора Нанни Моретти (Золотая пальмовая ветвь за фильм 2001 года «Комната сына») – это простое и внятное высказывание о горькой и тяжёлой утрате, утрате самого близкого человека. Отдельно можно отметить саундтрек, в котором присутствует музыка Арво Пярта, а также эпизод с вдохновенным танцем Джона Туртурро.

17. «Чирак» (2015, США, режиссёр Спайк Ли).

 «Чирак» – это скрещение слов «Чикаго» и «Ирак». «Чирак» – фильм о бесконечной волне насилия в Чикаго. Чтобы остановить эту волну, женщины Чикаго объединяются под лозунгом «No peace – no pussy» («Нет мира – нет киски»). Отказывая своим парням в постельных утехах, женщины пытаются заставить их сложить оружие. Мужчины сходят с ума от воздержания, а движение «No peace – no pussy» постепенно охватывает всю страну и становится международным. Один из самых известных чернокожих режиссёров Америки, которого мы любим за фильмы «Делай как надо» (1989) и «Кровавое лето Сэма» (1999), внезапно снимает фильм на стыке социальной драмы, комедии и трэша. Хочется сказать: если бы Джон Уотерс был чёрным, он мог бы снять нечто подобное. Однако Спайк Ли – не Джон Уотерс, и там, где Уотерс устроил бы кроваво-безумный карнавал, Ли начинает читать нотации и морализировать. Именно поэтому фильм занимает лишь 17 место в нашем хит-параде. Отдельно можно отметить начальные титры, которые состоят не из имён съёмочной группы, а из строчек песни рэпера Ника Кэннона «Pray 4 My City». Очень изобретательно.

18. «Визит» (2015, США, режиссёр М. Найт Шьямалан).

Мать Бекки и Тайлера давно в ссоре со своими родителями, но её дети не прочь познакомиться с дедушкой и бабушкой. При первом удобном случае они отправляются к ним в гости. Там, на уединённой ферме, дети попытаются узнать о прошлом своей мамы и снять для неё документальный фильм. Вскоре выяснится, что у дедушки и бабушки проблемы с психикой, и безобидный ностальгический фильм, снимаемый детьми, приобретёт черты хоррора. Может показаться, что новая работа знаменитого режиссёра М. Найта Шьямалана («Шестое чувство») – это заурядный фильм ужасов о доме из прошлого, который скрывает от новых посетителей свои зловещие тайны. При этом «Визит» имеет ряд особенностей, отличающих его от других подобных фильмов. Во-первых, стилизация под любительскую съёмку (в духе испанского хоррора «Репортаж»). Во-вторых, юмор: когда дети снимают собственное кино, им сложно обойтись без дуракаваляния, и эта детская непосредственность, безусловно, идёт картине Шьямалана на пользу. «Визит» притворяется фантастикой, заходит на территорию клинического безумия и, в общем, несколько освежает зашедшую в тупик карьеру режиссёра Шьямалана.

19. «Волчья стая» (2015, США, режиссёр Кристал Мосилль, документальный).

 Один из самых необычных документальных фильмов года. Шестеро братьев Ангуло жили в большой квартире на Манхеттене и не знали, что такое свобода. Они очень редко выходили из дома (от одного до нескольких раз в год), получали образование на дому и черпали информацию о внешнем мире из кинематографа. Изоляция превратила братьев в настоящих фанатов кино: они делали себе бутафорское оружие и разыгрывали сценки из любимых фильмов. Строгий отец попытался оградить свою семью от пагубного влияния реального мира, но чем взрослее становились братья, тем выше была вероятность бунта в этой «волчьей стае». Картина Кристал Мосилль – трогательный режиссёрский дебют, пропитанный любовью к кинематографу. Любопытно, что обретя свободу, братья первым делом пришли на пляж в Кони-Айленде, словно отважные герои культового фильма «Воины» (1979). В начале 2016-го «Волчью стаю» показали на телеканале 24_DOC. Сейчас посмотреть картину можно тут.

20. «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015, Австралия, США, режиссёр Джордж Миллер).

36 лет назад австралийский кинорежиссёр Джордж Миллер снял свой первый фильм «Безумный Макс», который обошёлся ему в $650 000. Последняя работа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости» стоила уже $150 000 000. Любопытно, что именно 70-летний австралиец снял самый быстрый и лихой фильм года. Главная особенность «Дороги ярости» – это бесконечное движение. Оправдывая своё название, фильм несётся, захлёбываясь в скорости, песке, взрывах и звуках хеви-метал. Новый «Безумный макс» напоминает невероятный аттракцион: он зловещ, он эпичен, он по-настоящему красочен и стремителен, что неудивительно, так как за операторскую работу тут отвечает опытный 73-летний Джон Сил («Человек дождя», «Английский пациент»). И добавить к этому нечего.

21. «Комната» (2015, Ирландия, Канада, режиссёр Леонард Абрахамсон).

Ирландский режиссёр Леонард Абрахамсон снял один из самых симпатичных фильмов 2013-го – музыкальную драму «Фрэнк». Главный герой картины, аутичный музыкант по имени Фрэнк, был заточён внутри большой и нелепой головы-маски, которую он никогда не снимал. Новый фильм Абрахамсона «Комната» – ещё одна история о заточении. Маленький Джек родился в неволе. Когда-то его мать была похищена насильником и заперта в оборудованном под комнату гараже. Старый телевизор и маленькое окошко в потолке – вот и все соприкосновения Джека с реальным миром. Он думает, что за стенами комнаты начинается космос, но когда ему исполняется 5 лет, его мать решает, что он уже созрел для побега. «Комната» могла бы стать камерной постапокалиптической драмой, но вместо этого вырывается на просторы реалистического социального кино. Это более пугающий и менее ироничный фильм, нежели «Фрэнк». Всё-таки делать бусы из яичной скорлупы – не самое весёлое занятие.

Фрагмент

Pin It

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>