demoni6

Курс Демонологии. Лекция 1. Часть 3.

Автор • 12.02.2016 • ЛЕКТОРИЙ, ТопКомментарии (0)166

Третья, заключительная, часть лекции по демонологии, посвященная концепциям зла в древней Индии, Египте и Месопотамии. 

Читатать расшифровку предыдущей части лекции

Вспомните все эти истории о Персефоне, Хоре и о Деметре, которая покидает Олимп, когда мир перестает рождать.

В принципе, это эхо той же самой богини, но эта богиня воплощает смерть, её атрибуты все сплошь смерть. Хищные птицы — это птицы, которым скармливали трупы во время традиций вторичных погребений. Откуда у богини эти хищные птицы? Вороны или падальщики, грифы и другие, почему они её сопровождают? Потому что была такая традиция, выставлять трупы на склевывание хищникам, потом их косточки собирали и захоранивали. Поэтому они и стали ее постоянным атрибутом.

Но во многих культурах богиня— это положительный персонаж, а не отрицательный. А есть культуры, в которых она превращается в страшную Бабу-Ягу, Эрешкигаль, которая караулит людей и уничтожает их.

Об этом когда-то Юнг хорошо писал. Он говорил, что богиня всегда амбивалентна, и амбивалентность заключается в том, что она одновременно и жизнь, и смерть. В тот момент человеческой истории, когда сообщество боится смерти и переживает смерть как некий трагичный акт, богиня превращается в страшного демона, её начинают бояться, её начинают избегать, в нее начинают кидаться человеческими трупами, человеческими жертвами, в более развитых культурах — не человеческими, в общем её пытаются каким-то образом задобрить, чтобы избежать смерти.

В культурах, где переживания смерти не столь трагичны, всё наоборот. Там богиню почитают, понимают. В Ригведе, в 10-й, по-моему, мандале, это 18-й погребальный гимн, он есть и в Атхарваведе, гимн обращенный к земле, когда во время похорон землю называют матерью, говорят: «Расступись, прими его, не дави, будь ему матерью».

Очень ласковый гимн, я бы даже сказал «лапушный». Там нет никакого намека на то, что богиня земли, богиня подземного мира какая-то страхолюдина. Это то, что в Индии случилось с индийским богом Ямой, который в период ригведы был богом небесного царства, к которому устремляли своих умерших предков, а сегодняшний Яма — это бог, которым пугают детей, потому что это воплощение смерти.

demoni

Бог Смерти Яма.

У Юнга есть о богине такое небольшое эссе, где он пытается чисто психологически оценить этот момент. У него есть прекрасное сочинение, в котором он об этом говорит, он возвращается в памяти к своему детству и пересказывает кем был для него Христос, когда он почитал его. И он говорит, что пока был маленьким, до 8-10-ти лет, Христос был для него гарантом безопасности, он всегда ночью, перед тем как лечь спать, обращался к нему и знал, что ничего ему не угрожает. Пока в определенной ситуации он не оказался на улице и почти как Сиддхартха Гаутама не наткнулся на погребальную процессию, и тут он с ужасом увидел перед этой погребальной процессией священника. И он говорит: «Я в это момент понял, что Христос это не только жизнь, но и смерть. И больше я не смог к нему обращаться как к гаранту безопасности».

Подобная участь, видимо, постигла эту богиню. В отдельных культурах она вырождается в страшного, кровожадного демона. Так как она связана с плодородием, это плодородие земли всюду имеет сексуальный подтекст. Заметьте, у всех этих демонес обычно подчеркнуты какие-то половые признаки, они гипертрофированны, но все это в общем-то глубокая и далекая отсылка. Почему у дьявола рисуют огромный фаллос? Дело не в том, что он соблазнитель, а в том, что он, Пан, бог, зачинающий все, от которого всё произошло, его изображали так же как Ра Атума в Древнем Египте. Он бог, податель жизни, его изображали вот с огромным фаллосом. Когда нужно было с этим бороться, фаллос перешел на дьявола. Вот и всё.

Ввиду того, что древние ритуалы плодородия завязаны на постановочном, ритуальном совокуплении, почитание богини тоже было с этим связано весьма сильно. Когда образ богини уже превратился в демона, он естественно сохранил все те же самые эротические черты, только в купированном виде. Смысл — ушел, а все остальное — осталось. Пожалуйста, рассказы о том, что она этого соблазнила, того соблазнила. И при этом кровожадность, реки крови и смерть, смерть, смерть, смерть, потому что она и есть смерть.

Пойдем дальше. Ханаани, замечательная культура, в библейской терминологии называемая Ханаана, истоки которой уходят как минимум во второе тысячелетие до Рождества Христова, возможно и древнее, во всяком случае, именно вторым тысячелетием до Рождества Христова датируются раскопки так называемого Угарита и так называемой Угаритской культуры. Это семитская культура, близкая по своей вере к вере Месопотамии и в целом… (*сильно гремит гром). Мда. Но теперь нам все нужно определиться кто мы в этот момент, то есть как это воспринимать, как добрый знак или как знак того, что лучше не продолжать? Ну или просто как то, что наконец-то предсказание синоптиков сбылось.

Так вот, Угарит также знает вот этих демонов. Точно так же, как и в древней Месопотамии, в древнем Ханаане и в древнем Угарите демонов было очень много, они известны по поздним источникам. Так вот все эти предания, они скажутся. Понимаете, не было бы никакого Левиафана и вообще не было бы ветхозаветных демонов, если бы не было ханаанско-угаритских и месопотамских демонов.

Они все вышли оттуда. Только часть демонов, только часть представления о демонах Ветхого Завета — это старые боги, а часть — это старые демоны. Было очень много незначительных духов, как например, Ганы. Ганы в ведийский период — это просто люди, это определенный народ. А позднее ганами называют духов, отсюда Ганапати, Ганеш. Почему к нему обращаются — он владыка ганов. Когда их нужно усмирить, в этом помогает Ганеш.

Это такие духи, которые настолько мелки и многочисленны, что их даже не назовёшь особо по именам. Этой шушеры достаточно в Ханаане, но над всеми этими болезнями, демонами кровотечения, чиха, кашля, чумы и т.д. есть один, как всегда, главный, это Муту, в угарицком варианте. Или Мот в ханаанском исполнении.

demoni4

Бог Нергал

Собственно, слово Мот – это смерть, и он один из сыновей бога Эля, бога Нила, сын высшего бога, который находится на своём месте, ни от чего не отрекался. В Ханаане есть мотив горделивости, есть один ханаанский персонаж, история которого чем-то напоминает историю библейского дьявола. Этот персонаж горделиво поднял против отца голову. Его зовут Ямму. А вот Мот — это именно смерть, его описание очень характерно. Мот в тексте описывается: «Одна губа до небес, одна до земли, язык до звёзд». Он о себе говорит совершенно однозначно: «душа моя жаждет душ человеческих, душа моя жаждет сыновей земных». То есть он – губитель. И с этим Мотом связана история угаритского бога Ваалу, который в Ханаане превратится в бога Валла, а в библейских текстах станет демоном Вельзевулом.

Евреи воспринимали этого бога как демона. Это, кстати, обычная история, когда боги одних культур воспринимаются как демоны в других. Одна религия вырастает из другой, а когда она вырастает, всех старых богов она начинает называть демонами и под разными именами они присутствует в мифах.

Так вот, в Угарите есть предание о том, что однажды к этому богу Ваалу, который был главным объектом почитания в древнем Угарите, Мот посылает своих гонцов, чтобы позвать его на пир, на котором главным угощением должен стать сам Ваалу.

Короче он хочет его сожрать. Так всё и происходит. Мот его убивает, пожирает. Но Ваал, как и многие средневосточные боги, относится к числу умирающих-воскресающих богов, потому что это смерть не навсегда. И в один прекрасный момент она заканчивается, потому что некая девица, сестра Ваала, приходит и в ярости разрывает и убивает Мота, тогда Ваал и оживает.

Эта история про бога смерти, который негодяй и мерзавец в Ханаане и Угарите, настолько органично изложена, что складывается ощущение, что Мот — это часть мироздания, что смерть — это не нечто противоестественное. С одной стороны, мы постоянно склоняемся к тому, чтобы опознать смерть как нечто естественное, но при этом зло стараемся назвать чем-то неестественным. В этом есть наш внутренний парадокс.

А вот египетская традиция несколько иначе рассказывает эту историю. Там тоже есть свой Мот, только зовут его Сет. В позднем Египте Сет становится действительно полноценным демоном, главой всех демонов.

demoni2

Бог Сет

Именно египетская мифология сохранилась лучше других. И более того, в Египте сохранилась и богословская традиция, объясняющая, а не пересказывающая мифологию. История с Сетом может приоткрыть немного завесу тайны, связанной со смертью. Мы знаем, что и обитатели Ханаана и обитатели Месопотамии переживали смерть очень трагично, это осталось в поэзии: понимание безысходности и неотвратимости смерти. Но ни там, ни там нет никаких философских измышлений на эту тему, а в Египте есть. И они раскрывают фигуру смерти и фигуру этого бога-убийцы несколько неожиданно.

Само имя «Сет», как объясняет нам греческий автор, — это то, что губит. Черный цвет, даже на африканском континенте — это часть зла. Странно, но, видимо, это связано с ночью. Возможно, это связано с провалом человека в «ночь» во время сна, он падает в тьму, когда он в обмороке. Смерть, ночь – эти вещи опасны для человека, как и тьма. Но есть исключения, и как раз Египет одно из них. Там почему-то черный цвет с самых древних времён имеет положительное значение, а красный отрицательное. Черный цвет – это цвет плодородной земли, и поэтому он египтянами соотносился всегда с жизнью. А вот красный цвет — это цвет мертвой, красной пустыни. Красный ассоциировался со смертью. Однако, Сет не дьявол Египта, он не был однозначно негативным персонажем. До 22 династии имя Сета давали фараонам. Сет и Гор заботились о фараоне. Есть множество преданий о том, как Сет защищает умершего в последующих его странствиях. Сет, хотя он прочно связан со смертью, не был дьяволом, только после 22ой династии Сет постепенно набирает всё больше негативных черт и постепенно сближается с Апопом.

demoni3

Апоп

Но до этой поры Сет вполне себе бог, у которого очень интересная и необычная репутация: он бог и он смерть. История похожа на историю Ваала и Мота. У Сета есть брат Осирис, которого некогда Сет решил убить и убил, потом Осирис был воскрешен, а Сет поставлен на своё место. Он не является злом, но является разрушительной силой самого божества. Он часть божественной Эннеады. Это сила смерти, разрушения, но египтяне знали, что смерть, как и разрушение может быть положительной, и поэтому смерть не однозначно плоха. И поэтому в Египте нет однозначного негативного образа смерти. А вот Апоп вполне конкретен: это один из архаичных змеев древнего Египта, исконный враг бога Ра, с которым Ра сражается. Откуда взялся Апоп?

Апоп в текстах принадлежит к числу каких-то детей Ра, которые подняли мятеж. Пожалуй, именно египетские тексты – это древнейшие источники, которые доносят до нас идею мятежа. Часть духовного мира, часть детей божьих пошли против него. Апопа нечасто описывают. Он олицетворял собой мрак, зло, собственно, сражение Ра и Апопа визуально уподоблялось египтянами рассвету: солнце, поднимающееся над горизонтом. Но в то же время то солнце это не совсем Ра, а ночь каждый раз после захода солнца это не совсем Апоп. Но во тьме есть определенная сила Апопа, а в солнце Ра. Поэтому восход солнца в какой-то степени победа Ра над змеем.

В египетских текстах мы в принципе встречаем образ детей бога Ра, которые от него отпали. Мы не знаем причины. Египетские тексты не отвечают на этот вопрос. Но они однозначно говорят, что эти дети должны быть уничтожены. В знаменитом тексте, который называется «Становления Ра и повержение Апопа» мы не видим описания Апопа, как он появился, здесь есть только описание участи Апопа, что с ним должно было стать. Они взывают к его имени и одолевают своих врагов, и они слагают слова власти для свержения Апопа, руки и длани которого охраняет Акер. Его руки и длани не должны существовать, его ноги и ступни не должны существовать. Он закован цепью в одном месте. И Ра наносит предназначенный ему удар. Он брошен на свою ненавистную спину, его лицо расстроено по причине зла, сотворенного им и он будет оставаться на своей ненавистной спине всегда».

В другом египетском тексте мы читаем, что великий Ра поражает злого змея, разрубает позвоночник его, и огонь пожирает его. В книге мертвых нового царства об Апопе сказано, что он более раннее творение первозданных вод, нежели девятка великих богов. В позднем Египте сохранились тексты заклинаний про Апопа.

Ясно одно, что один из генетических прототипов дьявола – это сама смерть. Некая пагуба, всё что ведет к этой смерти, болезни и т.д. Второй мотив, который встречается в древнем Египте, это мотив мятежа. Он, кстати, есть и в сказании о Ям, там нет никаких подробностей, кроме того, что он один из детей небесного бога Илу. Но Илу сам передал власть своему сыну Яму, чтобы он правил в мире. Но Яму так возгордился, что в один прекрасный момент его послы не поклонились богу Илу, и тогда все Боги это проглотили, кроме Валлу.

Вот, что мы находим в древнейших письменных источниках и это утешительно. Поскольку Египет – цивилизация, которая донесла в большей степени богословско-философские тексты и вы видите, что Египет более разнообразно даёт определение концепции «зла», нежели Месопотамия, Угарите. Всё это показывает нам, что и до третьего тысячелетия до н.э. мы встречаем идеи о зле, как о смерти и даже как о мятеже.

В следующий раз я буду говорить о ведах и зороастризме.

Автор лекции: Иван Олегович Негреев

Pin It

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>