didona

DIY-Опера: «Дидона и Эней»

Автор • 29.02.2016 • ОПЫТКомментарии (0)292

Режиссер DIY-Оперы «Дидона и Эней» и исполнительница роли Дидоны рассказали «Свободному доступу» о том, как поставить классику на энтузиазме. Уже полгода они выступают на различных площадках, 2 марта большая премьера: играют оперу с оркестром в Центре ЗИЛ. 

Классическая опера воспринимается чем-то каноничным, требующим определённого зала с правильной акустикой, музыкально грамотных зрителей. Как дипломные проекты перерастают в независимые спектакли, что нужно для существования постановки, не привязанной ни к одному театру и как не отчаяться в процессе поиска. «Свободный доступ» поговорил с режиссёром оперы Надеждой Беляковой и Анастасией Литвиновой, исполнительницей роли Дидоны. 

didona2

От дипломного проекта к своему

Надежда: Проект целиком и полностью наш и сделан на энтузиазме. Как всё началось: я заканчивала ГИТИС как режиссёр музыкального театра и должна была поставить дипломный спектакль. Передо мной стояли цели: найти произведение для постановки, актёров, площадку, место для репетиций и деньги на это всё… Мой друг, который учится в Академическом музыкальном колледже при консерватории, сказал, что у него на курсе есть хорошие ребята.

Анастасия: В колледже учится половина артистического состава нашей постановки. Это Надя предложила нам такую возможность. Концерты у нас регулярно, а опыта театрального — нет. Одно дело какие-то этюдные работы, другое — участие в полноценном спектакле. Естественно, идея сыграть в спектакле всех захватила. Нас было 9 человек, — это почти половина курса, — и вызвались мы на добровольных началах, для опыта.

Выбор оперы

Надежда: Материал нашла благодаря книге замечательного Михаила Львовича Мунгинштейна. «Хроника мировой оперы». Это и бумажные три тома, и электронная книга на 4 дисках. Колоссальная энциклопедия: композиторы, оперы, даты, либретто, голоса, состав оркестра… И есть отрывки видео и аудиозаписей. Я сидела с этой книгой и искала маленькую оперу по списку действующих лиц: из желающих участвовать были тенор, баритон и куча сопрано. Нашла замечательную оперу Генри Пёрсела «Дидона и Эней». Она короткая, всего час, и я, к тому же, обожаю барочную оперу, мне кажется, что это самая прекрасная музыка на свете!

Подбор площадки

Надежда: Оргвопросы заняли около месяца. И это было настолько тяжело, что даже хотелось всё бросить. Была зима, я обзванивала и объезжала десятки помещений, антикафе, музыкальные школы. Нам нужно было обязательно помещение с фортепиано, репетировать оперу без музыкального сопровождения нельзя. Если бы драматический спектакль был, проблем бы не было: нашли подвал и на двух метрах репетируем.

В итоге через знакомых я вышла на Дом Актёра, мы там репетировали, это прекрасное место. Хочу поблагодарить Музей С.С. Прокофьева, они нам очень помогли. 

didona3

Подготовка к премьере

Надежда: Дальше я сказала ребятам о выборе оперы, они сами распределились по голосам — кто что хочет петь, посмотрели ноты. У нас было три месяца на постановку. Репетиционный период был самым чудесным: когда мы что-то искали, открывали вместе. Отталкивались, в первую очередь, от музыки. У меня возникла идея, что все события могут происходить на свадьбе Дидоны и Энея. В самой опере этого нет, но в концепцию это укладывалось хорошо.

Для ребят это оказалось полезным, они многому научились в сценическом искусстве за это время. Одно дело — тренинги или этюды, а другое — выход на сцену в образе, который нужно прожить от начала до конца, свести музыку с действием, взаимодействовать с партнерами, работать с пространством и реквизитом.

Редкий голос

Надежда: В «Дидоне» есть партия для меццо-сопрано, главной злодейки Колдуньи. Я искала этот редкий голос среди знакомых, но безрезультатно. Внезапно я вспомнила про Светлану Злобину, мы как-то пересекались в ГИТИСе. Света уже пела в Новой опере, в театре Станиславского и в проекте «Большая опера». И согласилась у нас участвовать. Она, конечно, человек уникальный, мастер своего дела.

Анастасия: Да! По сравнению с нами — опытнейшая певица. Она приглашенная солистка крупнейших музыкальных театров, а ещё и участвовала в «Большой опере», которую все на курсе смотрят и обсуждают. Это было «Ваууу, Света Злобина». Она не пропускала репетиции, была очень собрана и приветлива. Мы очень много от неё перенимали, особенно её постоянную «включённость» в процессе репетиций.

Наглядный пример профессиональной работы. Она пришла с выученной партией, фиксировала всё найденное на репетициях. Роль Света выстроила сама, и на сцене она завораживала — удивительно играла и пела, и зрители говорили, что не могли оторвать от нее взгляд. И правда колдунья! Это подарок, что она согласилась участвовать просто на энтузиазме, из желания помочь, любви к своей работе, к театру.

Премьера

Надежда: 24 мая мы играли премьеру, 3 июня играли спектакль другим составом в библиотеке И. С. Тургенева. 10 июня исполнили оперу в концертном исполнении в библиотеке А. Ф. Лосева. С этими площадками вышло забавно — я просто шла по Москве, увидела библиотеку, дай, думаю, зайду. «Вы не хотите, чтобы мы у вас оперу сыграли?» Люди радовались и предлагали выбрать дату, представляете?

У нас получилось! Представьте себе — начало лета в Москве, я помню до сих пор этот сумасшедший запах цветущей сирени и жасмина, и мы, опьянённые восторгом и творчеством, и ребята — юные, свежие, счастливые, горящие. И я говорю: «Давайте двигаться дальше!» Это были фантастические ощущения, я помню их как самые счастливые в жизни.

didona4

Do It Yourself

Надежда: Вот в чём плюс DIY: я могу делать всё, что хочу, в этом спектакле. Но нужно понимать, что это всё будет держаться только на твоих плечах. Обязательно необходим координатор: на нём организация репетиций, поиск площадок, афиши, программки, билеты, реклама. В театре этим занимается целый ряд людей. Режиссер приходит и репетирует. Всем остальным занимаются отдельные люди: помощник режиссера, билетный отдел, зав. труппы, директор театра. Без помощи я бы одна не справилась.

Нужно иметь железную волю, огромное желание, возможность уделять этому массу времени. Но если ты расставляешь приоритеты, если понимаешь, что для тебя это важно — ты на это время найдешь. Я думаю, у нас вся команда существует, ощущая важность происходящего. У нас ведь ни славы, ни денег. Зато нет конкуренции, актрисы не дерутся за роль, нет битв за зарплату и место у режиссёрского кресла. Если подобное начнётся, я это мгновенно пресеку.

Анастасия: Труд и терпение всё сделают. Наша ситуация с оперой достаточно уникальна. Я не слышала про такие проекты, когда опера ставится вне театра, без какого-то покровительства.

Что по деньгам: свои траты и краудфандинг

Надежда: В первую постановку я вложила свои деньги — около 100 тысяч рублей: репетиции, программки, реквизит, оплата концертмейстера. В новой версии спектакля на костюмы, декорации и некоторые другие вещи мы потратили в общей сложности 35 тысяч. Руслан уже не первый год работает художником и знает, как не сильно тратиться при закупках. Мы уложились благодаря его расчётливому уму. Но на постановку с оркестром нужны деньги. Тогда решили запустить сбор денег на «Планета.ру».

Сейчас, благодаря «Планете», мы убедились, что не одни мы такие помещанные, кому-то это тоже интересно. Все собранные средства уйдут на аренду площадки, оплату оркестра и типографию. Я очень часто хожу в театр и никогда не покупаю програмку, считаю кощунством за клочок бумаги отдавать 150-300 рублей. И поэтому у нас на спектакле программки будут бесплатные. Примерные расценки печати в типографии — 300 штук стоит около 5,5 тысяч плюс вёрстка. Также нужны фотографии и видео для дальнейшего продвижения. Так что мы вынуждены делать платный вход — 250-300 рублей максимум.

Анастасия: С краудфандингом получилось интересно — мы за последние 9 часов успели насобирать недостающие 15 тысяч каким-то чудом. Информацию распространяли по социальным сетям: я писала в личные сообщения друзьям с просьбой о репосте. Лучше всего сработало так называемое «сарафанное радио». Но и незнакомые нам люди помогали с проектом, вероятно, просто увидев нашу страницу на «Планете».

Надежда: Краудфандинг работает!

Анастасия: Самое удивительное для меня, что, согласно статистике проекта, около 50% людей отдавали деньги просто так, без вознаграждения в виде пригласительных или чего-то вроде того. Вот это меня заставило поверить в то, что человек ещё не разучился действовать безвозмездно. Не всё построено на купле-продаже.

didona5

Будущее проекта

Надежда: Теперь у нас есть готовый спектакль, два состава, сработавшаяся команда. Сделать так, чтобы это вошло в репертуар театра, практически невозможно, потому что у нас не так много музыкальных театров в городе и, там хватает своих режиссёров и спектаклей. И опера у нас камерная, она не может идти на большой сцене. Нужно искать, связываться с руководством, приходить и рекламировать свой продукт. Если есть видео и фотографии, реклама, афиши, отзывы, особенно медийных лиц, то это может возыметь резонанс. Вероятность небольшая, но пробовать надо всё!

Сидеть и надеяться, что сегодня придёт тот самый человек, который нас заметит, — это неправильно. Нужно делать много всего параллельно, и тогда обязательно что-нибудь «выстрелит». Существовать в том режиме, в котором мы существуем сейчас, — играть на арендованных площадках, приглашать зрителей, делать рекламу — вполне возможно.

Прибыли я не получаю никакой, но я безумно счастлива. Ничего на свете счастливей творчества нет. Вчера лежала пластом, еле доползла до репетиции — а начинается творчество — и ты совершенно здоровый, живой, энергичный! Говорят, так Вахтангов репетировал, когда уже был сильно болен раком, а во время репетиций у него всё проходило. 

Анастасия: Это эйфория. Особенно когда в какой-то момент ничего не получается, и ты буквально не знаешь, куда себя деть, но потом все точки сходятся в одну — это восхитительно. Ради этих моментов всё и происходит.

Надежда: С оркестром — это тоже премьера, всё по-другому. Дальше мы будем играть нашу «Дидону» два-три раза в месяц на разных площадках. На фестивали, естественно, будем возить, конкурсы. Может, на гастроли поедем. По максимуму будем действовать.

Анастасия: Творческие планы у нас большие.

Pin It

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>