DIY-Publisher

DIY-издательство: «Радикальная Теория и Практика»

Автор • 14.02.2016 • ОПЫТ, ТопКомментарии (0)684

Участник «Радикальной Теории и Практики» рассказал корреспонденту СД, легко ли выпускать в России анархическую литературу, почему это важно и может ли быть прибыльным в нашей стране маленькое независимое издательство.

- Как давно существует «Радикальная Теория и Практика»?

- Первая книга вышла в 2010 году. В переводе участвовало очень много людей: переводчики, редакторы, корректоры. Формального коллектива на тот момент не было, поэтому качество, конечно, страдало.

- Кому принадлежит идея создания издательства?

- Идея принадлежит моей знакомой, Марии Светловой, она занималась первой книгой. Сейчас она уехала поднимать деревню, так сказать, и у неё больше нет на это времени, но периодически мы с ней переписываемся и советуемся по поводу каких-то книг. Почему она решила создать издательство? Потому что таких книг в нашей стране не хватает, это в основном западные издания, и их надо как-то анализировать, смотреть, что подходит под наши реалии, что мы можем перенять, а от чего стоит отказаться.

- Может расскажете о вашей идеологии?

- Книги, которые мы издаём, так или иначе связаны с идеями горизонтализма и отказа от института власти, иерархии. Часть книг у нас напрямую связана с анархизмом, с каким-то активизмом — можно сказать, что это книги левой направленности.

- А с проблемами на пути становления сталкивались?

- Да, конечно, проблем было много. Никто из команды не был до этого связан с издательским делом, всему мы учились сами. Сначала делали какие-то брошюры, сами их печатали, потом появилось понимание того, что хочется делать что-то более серьёзное, нарабатывался опыт, как непосредственно работы, так и взаимодействия с магазинами, типографиями, с продвижением. Сейчас большая проблема как раз в продвижении, в том, как представить людям наши книги, как сделать так, чтобы у большего количества людей была возможность наши книги прочитать. Сейчас они в принципе доступны для скачивания, мы их выложили в интернет. Надо стараться как-то в этом направлении работать.

DIY publisher2

Художник Давид Чичкан

- Много людей у вас в издательстве сейчас работает?

- Сейчас человек десять. Почти половина — это переводчики.

- Вы печатаете только переводы?

- Ну, большая часть книг переводная, но есть и книги российских, украинских и белорусских авторов.

- Каким образом переводятся книги?

- Сейчас мы стараемся, чтобы у нас был один переводчик, редактор и корректор, потому что у каждого свой стиль, и лучше, чтобы он был один на книгу. Ну и плюс тебе не приходится проверять постоянно предыдущего переводчика, потому что ты делаешь это сам, ты понимаешь, как ты переводишь конкретные термины, можешь переписываешься с автором, уточняешь какие-то моменты.

- В каких магазинах можно купить ваши книги?

- Это магазины, так сказать, гуманитарной направленности, большая часть из которых, а может даже и все, входят в независимый альянс. Пять или шесть магазинов в Москве, пара-тройка в Петербурге и несколько в регионах.

- А какой у вас примерный тираж?

- Тиражи у нас обычно до тысячи экземпляров. Пока мы хотим больше сконцентрироваться на электронных изданиях. Сейчас, в принципе, есть возможность недорого печать небольшие тиражи, и, если людям нужна будет бумажная книга, мы можем напечатать ее по требованию.

- Опишите путь, который проходит книга, прежде чем оказаться в итоге на прилавке.

- Самое начало — это выбор книги. Мы либо ищем что-то определённое, либо нам просто попадается на глаза какая-то книга, либо кто-то её советует. Читаем аннотацию или рецензию, лучше рецензию, конечно. Кто-то из нашего коллектива читает книгу в оригинале и затем пишет свой отзыв. Если по отзыву она нам нравится, начинаем её переводить.

Есть у нас некоторые проблемы с анализом того, насколько книга будет хорошо продаваться. От издания некоторых книг мы отказываемся, потому что они предназначены для очень узкого круга читателей, и возможны большие убытки. Если бы у нас были лишние средства, мы бы и эти книги издавали.

Потом следует редактура, корректура, вёрстка, дизайн обложки. В это же время стараемся книгу продвигать как-то потихоньку, и отдаём в типографию.

DIY Publisher3

Художник Давид Чичкан

- Вы говорили об электронных версиях, они у вас бесплатные или нет?

- Ну, сначала мы продаем книги, потом где-то через полгода или год мы их выкладываем бесплатно. Сначала мы стараемся окупить наши затраты, заплатить людям за их труд, потому что, мне кажется, это честно. И, опять же, если человек получает оплату за свой труд, он может больше времени этому уделять, если ему это нравится, соответственно книги будут выходить быстрее и будут качественнее.

- У вас узкий круг читателей?

- Смотря с какой стороны посмотреть. Круг читателей Пелевина, например, гораздо шире, а у каких-то академических книг круг читателей может быть ещё меньше, чем у нас. Некоторые издательства ведь издают книги тиражом в сто экземпляров. Сейчас очень много людей сами что-то публикуют.

В группе ВК у нас 4 тысячи человек, часть наших читателей не состоит в группе, естественно. Может потенциальная аудитория пару десятков тысяч, может больше. Сейчас же в принципе люди стали меньше книги покупать, а учитывая, что цены на них растут, будут ещё меньше. Очень много людей читают электронные книги.

- Как думаете, сейчас книги реже покупают, потому что они дорогие, или просто люди стали меньше читать?

- Я не думаю, что люди стали меньше читать. Конечно, сейчас у книг большая конкуренция, это и видео-контент, и какие-то быстрые новости, и приложения, кто-то в игры играет. Очень много людей использует электронные книги, опять же, и не только потому что это нисколько не стоит обычно, а потому что это часто удобней. Кому-то приятней читать с бумаги, но когда сравниваешь цены на бумажные книги и электронные…

-  На какие средства печатались первые книги?

- У кого-то из нас были деньги, и мы напечатали на них тираж. Сто тысяч нашли и напечатали.

- Сейчас ваше издательство самоокупается?

- Недавно мы рассчитались со всеми долгами по вышедшим книгам, но так как у нас работа идёт над новыми, эти долги снова появятся. Нельзя назвать наше издательство успешным, но и супер-убыточным тоже нельзя. Мы балансируем где-то на грани.

- Может ли быть прибыльным небольшое издательство в нашей стране?

- Нет.  Есть факторы определённые. Если это книга переводная, она сразу в два, в три раза дороже. Если человек для тебя пишет, это опять же деньги. Если ты будешь переиздавать классику, то, конечно, затраты будут минимальные, но в чём тогда интерес, собственно. Те небольшие издательства, которые я знаю, печатают скорее «для себя». Все конечно стараются отбить какие-то деньги, чтобы продолжать заниматься этим, но прибыльно… я не думаю. Потому, что, если даже брать издательства, которые в области non-fiction хорошо издаются, «Ad Marginem» или «Corpus», например, имеют большую финансовую поддержку. Без неё, я думаю, они бы тоже так много не издали.

DIU piblisher4

Художник Давид Чичкан

- Почему вы не сотрудничаете с большими книжными магазинами?

- Ну, во-первых, они нам не очень нравятся, во-вторых, мы не хотим регистрировать юр. лицо. Большие и даже некоторые маленькие магазины работают только с юр. лицами. Сеть независимых книжных как-то поближе. От этого, конечно, и свои минусы есть, потому что аудитория расширилась бы, но, в принципе, в наше время этого можно добиться хорошей стратегией продвижения.

- Что бы вы могли сказать человеку, который в нашей стране собирается открыть своё небольшое издательство? Послание, скажем так.

- Очень хорошо надо продумать продвижение. Человек часто думает, что он сейчас что-нибудь сделает, и если он сделает это хорошо, то все это захотят. Но чтобы все захотели, надо чтобы все об этом узнали. Ты можешь делать хороший продукт, но никто о нём не будет знать, и в итоге ты не сможешь сделать вторую версию этого продукта, которая будет еще лучше.

Многое зависит от целей, от того, что человек хочет издавать. Если он хочет издавать, например, фотокниги, то с этим легче в том плане, что тема политически нейтральная. А может быть и нет, если он, например, печатает фотографии с протестных мероприятий, тогда это не политически нейтральная тема. И тут ему будет сложнее в сотрудничестве с какими-то публичными пространствами или магазинами, опять же, например, если он захочет зарегистрировать юр. лицо, ему может это аукнуться потом.

DIY publisher5

Художник Давид Чичкан

- А как вообще у нас в стране обстоят дела с цензурой и свободой печати?

- Ну, конечно, из-за контроля государственного возникает самоцензура своеобразная. Пока всё-таки большая часть этих цензурирующих органов нацелена на интернет, но есть случаи и с книгами.  У одного издательства была книга «Флаги мира для детей», и у них были большие проблемы. Не то чтобы книгу по решению суда запретили, просто магазины получили сигнал о том, что её не надо продавать, и начали изымать с прилавков.  Наши книги брали на экспертизу, но по неизвестным причинам, результаты экспертизы до нас не были донесены, была она проведена или нет, я не знаю.

Мы, конечно, стараемся не издавать вещей, за которые можно понести уголовную ответственность, но сейчас понести уголовную ответственность можно очень легко за выражение своих мыслей. У нас в стране ты можешь делать всё что угодно, но всегда есть шанс, что именно на тебя упадёт «железная рука». А может на тебя и не упадёт, а твоего соседа закроют, хотя он занимался точно тем же. У нас это как-то так работает. Нет какой-то системы, есть хаотичные выхватывания людей и перемещения их в СИЗО.

- Значит, важнее всего, что печатать и как продвигать, а проблем, допустим, с типографиями не бывает?

- Типографии вообще без разницы, что печатать. Есть просто типографии для малых тиражей, есть для больших. Тут тоже не надо соглашаться на первую попавшуюся, лучше обзвонить пять-шесть, сравнить цены, попробовать их сбросить, потому что зарплата менеджера зависит от величины заказа в рублях, и чем дороже он тебе продаст, тем больше денег получит. С ним всегда можно сторговаться.

- Может, хотите добавить что-то от себя, о чём я, возможно, не спросила?

- Книги — это такой долгосрочный проект, инвестиции в человечество. Человек может прочитать книгу один раз, понять что-то одно, прочитать ещё раз и понять что-то другое. И ты не увидишь результат от своей книги сразу же, но результат этот может проявиться потом когда-нибудь, может через несколько лет.  Наверное, так.

Сайт Издательства «Радикальная Теория и Практика»

Pin It

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>