Алек Эпштейн. Забытые герои Монпарнаса

Художники Монпарнаса – какие ассоциации приходят в голову читателю, пусть даже и поклоннику европейского искусства ХХ века? Марк Шагал – да, конечно. Хаим Сутин? Возможно, многие вспомнят и его. И… всё? Искусствовед Алек Эпштейн восстанавливает справедливость, реконструируя арт-ландшафт до- и межвоенного Парижа. Его монография «Забытые герои Монпарнаса: Художественный мир русско-еврейского Парижа, его спасители и хранители», посвященная художникам «Парижской школы», вышла в серии «Очерки визуальности» издательства «Новое литературное обозрение» и уже сейчас может считаться одной из наиболее примечательных книг по искусству 2017 года. Круг художников «Парижской школы», самобытной и внутренне разнообразной, сегодня «делят» Франция, Россия, Украина, Белоруссия, Польша и другие; меж тем, творчество Михаила Кикоина, Макса Жакоба, Пинхуса Кременя, Леопольда Готтлиба и многих других принадлежит всему миру – и, возможно, не смогло бы состояться без Поля Гийома или Сергея Щукина… «Как справедливо, хоть и не без юмора, указывал Жан-Поль Креспель, «в период с 1910 по 1930 год на Монпарнасе жили художники самых разных национальностей, и он вполне мог бы стать зародышем Лиги Наций»». Художники, по большей части выходцы из различных частей Восточной Европы, словно перенесли на Монпарнас нечто от старых европейских империй – и в то же время создали подлинно новаторское искусство, которое сегодня безусловно заслуживает того, чтобы быть возвращенным в коллективную память.

Москва, Новое литературное обозрение, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *