Бригитта Хаманн. Гитлер в Вене. Портрет диктатора в юности

Обычно, когда читатель открывает книгу, посвященную искусству, он рассчитывает на историю о «хорошем» художнике – что бы под этим ни подразумевалось, современное или классическое искусство, конвенциональное или провокационное. В этом случае, право, хотелось бы, чтобы решительно плохой художник так и остался бы на этом поприще. Действительность распорядилась иначе. Центральный персонаж книги немецко-австрийской писательницы и историка Бригитты Хаманн – самый, вероятно, одиозный персонаж политической истории ХХ века, Адольф Гитлер – но пока не вождь, не фюрер, вовсе не политик, а полунищий провинциал на улицах блестящей, хоть и слегка увядающей уже Вены перед Первой мировой войной. В Вене цветет искусство модерна – «венского сецессиона»; Зигмунд Фрейд, Густав Малер, Оскар Кокошка, Людвиг Витгенштейн делают её столицей европейской культуры. Есть и обратная сторона Вены – город «маленьких людей», избирателей мэра Карла Люгера – христианского социалиста и антисемита, город тех, кто ненавидит подозрительно новаторское искусство и всех, кто с ним ассоциируется. Днём молодой Адольф Гитлер любуется на помпезные и вызывающе безвкусные строения венского Ринга, вечером отправляется обивать пороги ночлежек, – лишь продажа открыток, простодушно срисованных им с более талантливо написанных картин, помогает ему продержаться в столице. История становления диктатора разворачивается на стыке истории, искусствоведения, литературы и психологии – зловещая и захватывающая история.

Москва, Ad Marginem, 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *