Жан Жене. Мастерская Альберто Джакометти

Жан Жене и швейцарский скульптор Альберто Джакометти впервые встретились в 1954 году – их познакомил знаменитый философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр. Дружба драматурга и художника продлилась долгие годы; Джакометти стал для Жене не только другом, но и объектом творческого исследования: Жене наблюдает за работой, задает вопросы и отвечает на них, размышляет не только о творчестве одного автора, пусть и гениального, но об искусстве вообще. «Мастерская Альберто Джакометти» – это не дневник, так как строгая хронология в тексте отсутствует; диалог в тексте начинается и прерывается как будто бы случайным образом, но в нём есть особая логика, присущая поэтической речи. Вместе писатель и скульптор нащупывают смыслы одиночества, смерти, страсти и времени – вещей, принципиально важных для искусства ХХ века, как изобразительного. так и пластического. «Я плохо понимаю, что в искусстве называют новаторством. Должно ли произведение быть понято будущими поколениями? Зачем? Значит ли это, что они могут его использовать? Каким образом? Не понимаю. Мне более понятно, хотя еще и не вполне, что всякое произведение искусства, если оно желает достичь грандиозного значения, должно с момента своего возникновения пытаться, с бесконечным терпением и усердием, сквозь тысячелетия, по возможности, достичь незапамятной ночи, населенной мертвецами, чтобы они узнали себя в нем…»

Москва, Ad Marginem, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *