Патрик Барбье. Полина Виардо. Санкт-Петербург, Издательство Ивана Лимбаха, 2017

На первый взгляд может показаться, будто книга «Полина Виардо» Патрика Барбье – нечто из серии «Жизнь замечательных людей», той самой, из бабушкиного шкафа: подробнейшее жизнеописание в духе «родился – женился – умер», навевающее скуку. На самом деле, конечно, нет. Против такого вывода говорят несколько обстоятельств. Во-первых, Патрик Барбье – хорошо известный любителям истории музыки специалист, автор книг «История кастратов», «Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко», которые уж никак не упрекнешь в том, что они скучны. Вл-вторых – и это момент, вероятно, даже более принципиальный – личность героини книги. Певица, композитор, светская дама и в целом то, что расплывчато именуется «муза» – Полина Виардо была в полном смысле звездой, селебрити своего времени. К сожалению, в XIX веке еще не существовало техники звукозаписи – в ином случае, конкуренция Марии Каллас и Ренаты Тебальди в сердцах любителей оперы могла бы быть более разнообразной. Творчеству Виардо в книге Барбье уделено достойное место; не менее интересны и обстоятельства ее жизни. В том числе так называемой личной. «Неужели возможно, чтобы мужчина влюбился на всю жизнь, зная, что эта любовь обречена быть односторонней, да еще сохраняя искреннюю, настоящую дружбу с мужем любимой женщины? Значит ли это, что Луи, Полина и Иван являют живое доказательство успешного, так сказать, бесконфликтного брака втроем с одним лишь условием: не допускать никакой двусмысленности?» Разумеется, этот пассаж – об отношениях Полины Виардо с ее мужем и русским писателем Иваном Тургеневым. Остается лишь фантазировать, какой эта история предстала бы на страницах таблоидов, случись она в наши дни. Барбье же предельно корректен и деликатен – под стать, кстати, самому сюжету (спойлер).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *