Д. Д. Шостакович: pro et contra, антология. Санкт-Петербург, Издательство РХГА, 2016

800-страничная антология, вышедшая в издательстве Русской Христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге – самый, вероятно, полный на сегодняшний день сборник текстов о Дмитрии Шостаковиче – человеке, который еще при жизни слыл самым официальным (не сказать официозным) советским композитором, но в действительности, очевидно, был много больше и сложнее этого широкими мазками писанного образа. Воспоминания, критические заметки, статьи и письма, вошедшие в книгу, принадлежат разным авторам, в той или иной степени близко знавших Шостаковича; многие из сами них заслуживают (а то и уже заслужили) собственные антологии. Юрий Олеша. Алексей Толстой, Исайя Берлин, Тихон Хренников, Альфред Шнитке… Казалось бы, свидетельства таких авторитетных и сведущих персон должны составить полный, достоверный и непротиворечивый облик композитора. Но загадка Шостаковича в том и состоит, что подобный эффект не достигается: с каждой новой репликой перед нами предстает новый Шостакович: гений новой школы отечественной музыки или бездарный конъюнктурщик; скрытый оппозиционер-антисоветчик или искренний симпатизант советской власти; болезненно сдержанный в эмоциях неврастеник или просто недобрый и сухой человек… Спорно, что тяжелее поддается интерпретации: биография композитора или его музыка: в таких случаях логичнее руководствоваться максимой «зри в корень». А его корни – это корни всей эпохи; время, когда двадцатилетний хипстер Митя Шостакович в очках и галстуке-бабочке был запечатлен на фотографии рядом с Маяковским, Родченко и Мейерхольдом. Без этого все рассуждения о глыбе советской академической музыке приблизительно бессмысленны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *