История «обволакивающей» музыки. Ambient от дребезжания машин до наших дней

Музыка стала неотъемлемой частью жизни человека. Она доносится отовсюду, будь то телевизор, наушники, магазины или транспорт. Ее звучание действительно обволакивает нас. Зачастую мы даже не думаем о том, что звуки улиц — тоже своего рода музыка. Однако около ста лет назад нашлись люди, которые впервые об этом задумались. «СД» выяснил, как же это произошло и что из этого вышло.

1913 «Искусство шумов» Луиджи Руссоло
Когда слышишь слово «эмбиент», кажется, что это один из молодых жанров современной электронной музыки. Но началось все еще во втором десятилетии прошлого века с футуристов как главных экспериментаторов во всех областях искусств. Луиджи Руссоло был одним из таких художников и композиторов. В 1913 году он издал манифест «Искусство шумов», посвященный развитию и восприятию музыки от самых древних времен и до наших дней. Основная идея состоит в том, что сейчас у нас есть машины, которые издают множество различных звуков. В то время, по его мнению, люди пресытились «вагнеровским» чистым звучанием. Обычных музыкальных тонов мало для поддержания наслаждения и интереса слушателей. Руссоло предложил использовать звуки трамваев, поездов, самолетов и автомобилей в композициях. Да, это еще не совсем электронная музыка, но уже на этот момент композитор-футурист задействовал крайне необычные средства для получения нового звучания. Он первым использовал окружающую среду в своих произведениях.

1916 Меблировочная музыка Эрика Сати
Еще одним праотцом электронной музыки стал композитор, который оказал огромное влияние на всех музыкантов XX столетия — Эрик Сати. Его композиции с аккордами, выстроенными по квартам, кажутся осмысленными и меланхоличными, но в то же время невесомыми и обволакивающими. Разнообразие настроений обусловлено иным подходом Сати к сочинению музыки. Он писал порядка пяти-шести пассажей, а затем соединял их вместе. Именно этим, например, отличается также и современный эмбиент. Ведь он тоже состоит из повторяющихся и незначительно изменяющихся паттернов. Таким образом, Сати ввел авангардистское понятие «меблировочной музыки», что стало началом музыкального минимализма. Это та музыка, которая может играть в ресторане или в магазине, которой можно встретить гостей в салоне. Эрик Сати опередил с таким нововведением весь свет на целую половину столетия. Интерес к минимализму в музыке появился в США ближе к семидесятым годам, а в России и Европе и вовсе только в восьмидесятые.

1935 Пленка от AEG
В это время появилась магнитная пленка от немецкой компании AEG. Она открыла казавшиеся безграничными возможности монтажа, перемотки и более доступной записи. Конечно же, спустя время появились пионеры в области музыки, где основным инструментом был записанный звук. Одним из первых был Пьер Шеффер. Его пьеса «Symphonie pour un homme seul» («Симфония для одинокого человека») совмещала в себе множество паттернов: от разговоров людей и звуков клавиш до ритмичного шума идущего поезда.

1968 Краут-рок
В шестидесятые годы окончательно оформилось такое явление, как электронная музыка. Ее пионеры — авангардисты и исполнители краут-рока. В новом рок-направлении все еще звучали привычные барабаны и гитары, но он отличался использованием синтезаторов и электронной обработкой музыки. «Kraut» образовано от «sauerkraut» — названия немецкого блюда из квашеной капусты. Так новое направление окрестили британские журналисты, подразумевая в целом под словом «kraut» немца. Краут-рок достаточно быстро популяризовался на фоне образовавшегося в Германии после Второй мировой войны культурного вакуума. В одной из таких групп – «Can», образованной в 1968 году, состоял Хольгер Шукай. Именно он наложил на случайно найденную пленку с вьетнамскими народными песнями электронный гул. Это впоследствии стало называться эмбиентом.

1978
Несмотря на то что элементы эмбиента уже существовали в композициях исполнителей краут-рока, но самого названия у этого течения не было вплоть до 1978 года. В этом году британский музыкант Брайан Ино выпустил альбом под названием «Ambient 1: Music for Airports». Затем выходят альбомы: «Ambient 2: The Plateaux of Mirror» (1980), «Ambient 3: Day of Radiance» (1980) и «Ambient 4: On Land» (1982). «Ambient» значит «окружающий». Существует легенда, что Ино лежал дома с переломом ноги и вслушивался в каждый шум вокруг, что и вдохновило его на написание этого ряда альбомов. После прослушивания его композиций действительно хочется поверить в эту легенду. Создается ощущение, будто каждый звук рассмотрен музыкантом под микроскопом, изучен до малейших колебаний. Все его альбомы объединяет полная «осмысленность» ряда повторяющихся и переливающихся созвучий, их «синтезированность». Именно так этот жанр музыки получил свое название – по альбомам Брайана Ино.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017
Сейчас жанр до сих пор развивается. Он был разделен на поджанры: от мрачного дарк-эмбиента до ритуал-эмбиента. Последний может использовать любое религиозное музыкальное сопровождение, будь то церковный хор или языческие песни. Все же в каждом из этих поджанров все равно присутствуют черты, закрепленные еще почти сорок лет назад Брайаном Ино. Использование любых окружающих человека звуков, которые растекаются, перемешиваются, переливаются, будто плавно и медленно танцуют в одной композиции в очень медленном, почти отсутствующем ритме. В этом звуковом танце нет резких движений, и он длится долго. Средняя продолжительность композиции — десять минут. Вы можете слышать странные голоса людей, пробовать прислушиваться к ним (или же нет – решать вам), но вы никогда не услышите вокала в этом жанре, поскольку это было бы слишком резким движением для такого бала звучаний. Сам Брайан Ино говорил, что такую музыку можно «активно слушать с вниманием или же просто игнорировать, в зависимости от выбора слушателя». Точнее слов не придумать, поскольку «эмбиент», по сути, есть окружение. Только вы можете решить, прислушиваться ли к этой гармонии окружения, как иногда вы невольно можете прислушаться к птичьему пению в парке или воспринимать ее просто как фоновый шум города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *