Топ-5: фильмы о музыкантах

Перед вами не 5 лучших фильмов о лучших музыкантах. Это, скорее, топ неуловимых настроений и хрупких состояний, то есть всего того, что рождает в нас музыка.

«Легенда о пианисте» (1998, Италия, режиссёр Джузеппе Торнаторе). Эта вымышленная история началась в 1900 году, когда на борту трансатлантического парохода в коробке из-под лимонов был найден маленький мальчик. Мальчик получил имя Новеченто (1900-й – в пер. с итал.) и остался на корабле навсегда. Волшебным образом выучившись играть на фортепиано, Новеченто превратился в легендарного пианиста-виртуоза, ни разу не сошедшего на берег. Перед нами история, рассказанная его другом-трубачом, которому посчастливилось играть вместе с Новеченто.

«Легенда о пианисте» – длинная (170 мин.) картина Джузеппе Торнаторе («Новый кинотеатр «Парадизо»») с Тимом Ротом в главной роли. С одной стороны, это трагическая сказка об одиночестве и внутренней свободе, с другой стороны – иносказательный рассказ о XX веке. Каким он был, XX век? Одиноким, жаждущим любви, полным вдохновения, непредсказуемым. Век-отшельник, не боящийся смерти, но боящийся своих ужасающих просторов. Именно эта иносказательность, поддерживаемая музыкой Эннио Морриконе (фильм получил «Золотой глобус» за лучший саундтрек), и выводит фильм на совершенно другой уровень. Если это сказка, то гораздо более печальная, чем может показаться на первый взгляд.

«На пути к славе» (1976, США, режиссёр Хэл Эшби). Биографический фильм о жизни выдающегося американского фолк-певца Вуди Гатри, основанный на его одноимённой автобиографии. 1936 год, городок Пампа (Техас). Тяжёлое время в истории Америки – годы Великой депрессии. 24-летний Вуди в исполнении 40-летнего Дэвида Кэрредина («Убить Билла») не может прокормить свою семью и слоняется без дела, изредка подрабатывая рисовальщиком вывесок. В какой-то момент он бросает всё и сбегает один в Калифорнию в поисках работы. Долгая дорога через полстраны, несправедливость, нищета, лагери для безработных. Именно в этом музыкант-любитель черпает вдохновение для новых песен. Счастливая (на самом деле – не очень) случайность приводит Гатри на радио. Здесь у него появляется возможность стать известным и обеспеченным человеком, но разве это нужно простому парню, поющему о судьбах бедняков?

kinopoisk.ru

«На пути к славе» – это история не о земной славе и не о американской мечте. Это кино о нонконформизме и внешней свободе (а не внутренней, как у Новеченто). Оно вовсе не идеализирует главного героя, оно показывает его спокойно, жёстко и беспристрастно. Был ли он хорошим музыкантом? Да. Был ли он хорошим человеком? Нет. Примерно так и нужно снимать автобиографии. При этом «На пути к славе» был сделан в хорошее время для многих участников съёмок. К 76 году Эшби уже успел снять душевное роуд-муви «Последний наряд» (1973), оператор Хаскелл Уэкслер успел поработать над фильмом «Пролетая над гнездом кукушки», а Кэрредину вот-вот предстояло сняться у Бергмана в «Змеином яйце» (1977).

«История Бадди Холли» (1978, США, режиссёр Стив Рэш). У этого фильма идеальное начало. Здесь нет долгих прелюдий о том, как музыкант пришёл к своей музыке. Действие начинается в конце 50-х годов в техасском городке Лаббоке и сразу переносит нас на площадку роллердрома, где Бадди Холли и его группа исполняют кантри для местной консервативной публики. Запись транслируется по радио, и в такой ситуации музыкантам нельзя позволять себе вольностей, но Бадди внезапно решает играть рок-н-ролл. К удовольствию местной молодёжи и неудовольствию местных добропорядочных родителей. Казалось бы, мелочь – небольшой рок-н-ролльный сет в провинциальном городке, однако всё это оказало огромное влияние на развитие жанра. Звезда рок-н-ролла Бадди Холли прожил всего 22 года, а его музыкальная карьера длилась около 3 лет. В столь короткой карьере любая музыкальная мелочь приобретает дополнительный вес.

Главные достоинства «Истории Бадди Холли» такие же, как у самого рок-н-ролла: простота, обаяние, энергетика. Это обаятельный фильм, подкупающий своей естественностью. Очень хорош молодой Гэри Бьюзи («Смертельное оружие») в главной роли. Очень хорош эпизод с записью песни «Everyday», во время которого рождается название группы Бадди Холли – The Crickets («Сверчки»). Хороши другие музыкальные эпизоды, которых здесь довольно много и во время которых можно познакомиться со многими важными песнями Бадди: «Oh boy!», «Rave On», «That’ll Be The Day». К тому же некоторые из этих песен звучат не хуже оригинала, несмотря на то, что исполняет их сам Бьюзи. Интересно, что «История Бадди Холли» – дебютная работа режиссёра Рэша, который уже попадал в наши кинотопы с симпатичной молодёжной комедией «Любовь нельзя купить» (1987).

«Слава» (1980, США, режиссёр Алан Паркер). Алан Паркер – ожидаемая фигура в нашем топе, но попадает он сюда не с легендарным музыкальным фильмом «Стена» (1982). Паркера мы знаем и любим, как автора и других серьёзных оригинальных картин: «Багси Мэлоун» (1976), «Птаха» (1984), «Сердце Ангела» (1987). «Слава» сильно выбивается из этого списка, это лёгкое молодёжное кино про учащихся Нью-йоркской школы исполнительского искусства. Фильм в непринуждённой манере и с долей юмора прослеживает их судьбу с момента поступления в школу до фееричного выпускного концерта.

Главное в этой истории, как в любом хорошем молодёжном фильме 80-х, – запоминающиеся персонажи. Здесь их много, и некоторые из них весьма колоритны, например, малограмотный темнокожий танцор Лерой и пуэрториканец неопределённых занятий Ральф. Персонажей здесь хватит на целый увлекательный сериал с любовными и полукриминальными историями. Со многими героями после просмотра попросту жалко расставаться. Это поняли и американские телепродюсеры, так что вскоре появился одноимённый телесериал, в который перекочевала часть актёров из оригинального фильма. Сериал выходил с 1982 по 1987 год, правда, большого успеха не достиг.

В общем, перед нами заявка на целый сериал. Отдельно здесь можно отметить две массовые музыкальные сцены – в столовой и на улице среди автомобилей (и это, заметьте, – задолго до того же «Ла-Ла Ленда»). В этих сценах, как говорится, танцуют все. И делают это замечательно.

«Обязательства» (1991, Ирландия, Великобритания, США, режиссёр Алан Паркер). Небывалый случай: один и тот же режиссёр дважды попадает в топ. Второй раз – с вымышленной историей про то, как ирландский бездельник Джимми Рэббит решил собрать соул-группу. Что будет если взять в состав выпивоху, отморозка, работника мясного цеха, продавщицу из киоска, органиста из церкви, а также странного типа, который утверждает, что в его трубу однажды наблевал отец самого Элвиса? Очевидно, получится ирландский соул.

В начале картины музыканты пытаются придумать название для своей группы и перебирают варианты: «Пиво на халяву», «Стая попугаев», «Линолеум из космоса». В этом шутливом поиске названия задаётся обречённо-весёлое настроение всего фильма. «Обязательства» – это история о простых дублинцах из трущоб, которые внезапно собрались в одну группу, несмотря на все свои проблемы вроде безработицы и непогашенной судимости. Любовь, юмор, злость, неосуществимые мечты и завышенные амбиции – всё, что могло быть в подобном фильме, тут есть. Что ещё? Грамотный кастинг, хорошие эпизодические персонажи: мальчик, отчаянно летящий куда-то на велосипеде, собака, не понятно на кого лающая с крыши гаража. Вся жизнь в этих трущобах похожа на подобный лай в пустоту. Да и занятия музыкой – тоже.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *