Топ-5: зелёный цвет в кино

Зелёный. Символ юности и разложения. Узнать больше об этом противоречивом цвете можно из книги французского историка Мишеля Пастуро «Зелёный. История цвета» (о ней идет речь в нашей рубрике книжных рецензий). А мы вновь попробуем проследить историю конкретного цвета в кино. Но предупреждаем сразу: здесь не будет черепашек-ниндзя, Халка, Зелёного фонаря, Маски и других известных супер-героев. Почему? Во-первых, мы не ищем лёгких путей. Во-вторых, о двух зелёных супер-героях мы уже писали, когда рассказывали о фильмах «Пипец» и «Зелёный Шершень».  

1) Самый пронзительный фильм. «Мост в Терабитию» (2007, США, режиссёр Габор Чупо). Это та картина, которая может пробить вас на слезу. Кроме того, это последняя работа Майкла Чэпмена – оператора легендарных фильмов «Таксист» (1976) и «Бешеный бык» (1980). Итак, перед нами история подростка Джесса. Джесс живёт в небогатой многодетной семье, плохо уживается со школьными хулиганами и совсем не имеет друзей. Также он влюблён в учительницу пения, а большую часть свободного времени проводит за рисованием. От одиноких нарисованных фантазий его отвлекает новенькая ученица Лесли, которую в школе принимают не очень дружелюбно. Новоиспечённые друзья начинают сбегать от реальности в лес, где их ждёт совершенно особенный сказочный мир…

«Мост в Терабитию» – смесь социальной драмы, школьного кино и фэнтези. И смесь эта оказывается родственной многим другим (не всегда подростковым) фильмам, выходившим в разное время. Среди них – «Короли лета» (родственный момент – бегство от реальности в лесной домик), «Бесконечная история» (родственный момент – тесное сплетение реальности и выдумки), «Лабиринт Фавна» (родственный момент – реальность более жестока, чем любые фантазии). В конечном счёте «Мост в Терабитию» становится одним из самых умных фильмов о подростковом взрослении, а это уже немало. Зелёного цвета в картине тоже немало: прежде всего, это природа волшебного леса, но зелёный присутствует и в других местах (блузка и платье любимой учительницы, мох на ноге тролля). Учительница, кстати, окажет решающее воздействие на сюжет, так что не стоит недооценивать этого второстепенного персонажа. Играет её Зои Дешанель, знакомая нам по фильмам «Автостопом по галактике» (2005) и «500 дней лета» (2009).

2) Самый эпичный фильм. «Искупление» (2007, Великобритания, Франция, США, режиссёр Джо Райт). Англия, 1936 год. Действие начинается в большом семейном поместье на фоне загородной идиллии. Тринадцатилетняя Брайони – начинающий писатель. Перед её глазами разворачивается история любви её старшей сестры Сесилии к молодому мужчине Робби, сыну семейного слуги. В какой-то момент девочке кажется, что Робби может быть опасен, и богатое воображение подталкивают её к ужасному поступку – она обвиняет Робби в преступлении, которого тот не совершал. Робби отправляется в тюрьму, где и сидит до начала Второй мировой войны. Далее – начинается совсем другое кино…

Эта военная драма является экранизацией одноимённого романа британского писателя Иэна Макьюэна. Снята она другим британцем Джо Райтом, который, как известно, к экранизациям неравнодушен – в разное время он снял такие фильмы, как «Гордость и предубеждение» и «Анна Каренина». Что мы имеем в итоге? 1) Яркий актёрский состав в лице Киры Найтли, Джеймса Макэвоя и Сирши Ронан. 2) Впечатляющий эпизод с посещением пляжа Дюнкерка, снятый без видимых монтажных склеек. Любопытно, что у Райта это место показано совсем не так, как в «Дюнкерке» Кристофера Нолана. Пляж Райта похож на постапокалиптический цирк и ясно демонстрирует, как абсурд войны полностью меняет привычную реальность. 3) Зелёное платье героини Киры Найтли, о котором вы можете прочесть отдельно в книге «Sew Iconic. 10 легендарных платьев Голливуда». В этой книге наряд Сесилии ставится в один ряд с самым легендарным киноплатьем – нарядом Мэрилин Монро из «Зуда седьмого года». Остаётся добавить, что в 2008 году «Искупление» получило «Золотой глобус» в номинации «Лучший драматический фильм». И зелёное платье также причастно к этому успеху.

3) Самый природный фильм. «Аромат зелёной папайи» (1993, Франция, Вьетнам, режиссёр Чан Ань Хунг). Действие фильма начинается в Сайгоне в 1951 году, во время Первой Индокитайской войны. 10-летняя Муи приезжает из деревни в город, чтобы работать служанкой в обеспеченной семье. Взросление Муи происходит на фоне тяжёлого положения в стране и отдельно взятой семье: в доме, где теперь работает девочка, тоже не всё благополучно.

В «Аромате зелёной папайи» нет необычной истории или лихо закрученного сюжета. Это – фильм-наблюдение, погружающий нас во вьетнамский городской быт 1951 и 1961 годов (во второй части действие переносится на 10 лет вперёд). Главное здесь – та нежность, с которой режиссёр показывает главную героиню. Та в свою очередь с небывалой нежностью наблюдает за природой и её малейшими проявлениями, так что зритель  поневоле оказывается свидетелем всей этой тихой природной жизни, обрамлённой Первой и Второй Индокитайскими войнами. Сама война здесь не показана, зато вы услышите, как звучит жаркой азиатской ночью дан нгует (вьетнамский щипковый инструмент) и увидите, как таится во влажных ночных зарослях древесная лягушка. Один из посылов картины: маленькие чудеса случаются даже в самое страшное время, природу не остановить. Не зря фильм получил «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля 1993 года. Награда абсолютно заслуженная: камера в этом фильме действительно «золотая».

4) Самый актуальный фильм. «Прекрасная зелёная» (1996, Франция, режиссёр Колин Серро). К этому фильму хочется взять эпиграф из песни: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко». Жители одной из планет давно отказались от всего, что наносит вред экологии. Они находятся в полной гармонии с природой, владеют телепатией, а средняя продолжительность их жизни составляет более 200 лет. При этом никто из них не желает лететь в экспедицию на отсталую планету под названием Земля. Лишь зрелая женщина по имени Мила решается на сомнительную авантюру, однако на это у неё есть свои скрытые мотивы. В результате Мила попадает в современный Париж, где её принимают за сумасшедшую. Но разве могло быть иначе?

«Прекрасная зелёная» – фантастика, критикующая современное общество потребления, загрязнения и самоуничтожения. В чём-то наивная, в чём-то – весьма остроумная лента, в которой явно ощущается тоска по эпохе хиппи и утерянным цивилизациям. Место во французском кино у неё тоже вполне определённое – сразу за «Пришельцами» Жана-Мари Пуаре (1993). Хотите узнать, кем были Иисус Христос и Иоганн Себастьян Бах? И что будет с людьми, если их освободить от влияния разрушительного общества? Эти моменты упоительной свободы в «Прекрасной зелёной» показаны особенно хорошо (подсказка: любители классической музыки и футбола будут довольны). Определим заодно основную аудиторию картины: эко-активисты, веганы, хиппи, поклонники французских комедий, да и просто все разумные земляне. А о важности зелёного цвета в фильме пусть расскажут мысли главной героини во время её блужданий по Парижу: «Здесь не так много деревьев, но какие же они красивые…»

5) Самый жизненный фильм. «Девушка с зелёными глазами» (1964, Великобритания, режиссёр Десмонд Дэвис). Девушка по имени Кейт воспитывалась в деревне в атмосфере строгости и богобоязненности. Теперь она снимает жильё в Дублине и работает продавщицей. Однажды она знакомится с немолодым, но состоятельным писателем Юджином. С этого момента начинается их робкий роман. С одной стороны – скромная простушка Кейт, узнающая о жизни из книг, с другой – опытный интеллектуал Юджин, который сам пишет книги. Они пытаются быть вместе вопреки всему, но получается это далеко не всегда.

Перед нами – британский реализм первой половины 60-х. Грустный, душевный и одновременно очень простой. Отдельные моменты сняты, впрочем, довольно изобретательно. Оцените эпизод, в котором священник отчитывает Кейт, в то время как она катается на качелях: Кейт летит на качелях прямо в камеру, то приближаясь, то удаляясь. Так показаны её ежесекундные сомнения, в которых она то ближе к Богу, то наоборот. Зелёный цвет в этой чёрно-белой ленте лишь угадывается, но глаза главной героини в исполнении Риты Ташингэм действительно являются точкой притяжения зрительского внимания, настолько они выразительны. В контексте британского кино 60-х этот фильм можно поставить рядом со «Вкусом мёда» (1961) Тони Ричардсона. Именно он был исполнительным продюсером «Девушки с зелёными глазами». И именно он открыл миру актрису Риту Ташингэм, которая исполнила во «Вкусе мёда» главную роль.

Вне топа. Самый странный фильм. «Живущий мир» (2003, Франция, Бельгия, режиссёр Эжен Грин). Молодой человек по имени Николя сбегает из дома и знакомится в лесу с Львиным Кавалером и его верным львом. Далее он находит молельню, в которой томится молодая девушка – пленница местного людоеда. Теперь задача Николя – вытащить из алтаря молельни особенный меч и с его помощью одолеть людоеда. В то же самое время Львиный Кавалер также ищет встречи с людоедом.

По описанию может показаться, что перед нами сказка или фэнтези, но это не так. «Живущий мир» – абсолютно авторское кино, плохо поддающееся классификации. В его основе – попытка очистить кино от всего наносного, включая искусственно придуманные декорации и психологическую актёрскую игру, которая по сути своей является ложью, обманом зрителя. Перед нами – самое естественное кино, свободное от многих законов искусства. Кино, которое очень трудно принять, так как оно снято против правил. При этом оно содержит отсылки к сказкам и мифологии, например, к истории о Рапунцель и «Одиссее» Гомера (не зря тут одного из персонажей зовут Пенелопой). Французский режиссёр Эжен Грин, выросший на фильмах великих классиков Робера Брессона и Ясудзиро Одзу, пришёл в кинематограф из театра. В «Живущем мире» он бросает вызов не только кинематографу, но и театру с литературой. Этот фильм может не понравиться, но его точно стоит посмотреть тем, кому нравится смелое авторское кино. Кроме того, в нём есть отличная старинная музыка и зелёные природные пейзажи. Более того – он уже стал частью современной поэзии. Поэт Ксения Чарыева в одном из своих стихотворений сделала к нему прямую отсылку:

мы связаны как львиный кавалер
с супругой людоеда перед боем

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *