Новая школа российского кино

Каждый ныне великий режиссер когда-то был начинающим. И прямо сейчас в киношных ВУЗах сидят девятнадцатилетние Кубрики, которые только придумывают свои «Космические Одиссеи». СД собрал подборку молодых российских режиссеров, которые ещё не обрели мировую славу, но скоро это сделают.

Иван И. Твердовский

Он родился в семье известного документалиста Ивана Твердовского и с детства был приучен к кинематографу. «В детстве мы с папой договаривались: за несколько серий моего любимого мультфильма “Том и Джерри” мне нужно было посмотреть один документальный фильм — Флаэрти, Вертова и прочих. Мне тогда было семь лет. Когда я учился в одиннадцатом классе, документальное кино просто ненавидел. Но судьба, видимо, так выворачивает, что без него неинтересно», – говорит режиссёр.

Одним из важнейших для себя фильмов Твердовский называет «Обводной канал» Алексея Учителя, после просмотра которого, он решил поступить в его мастерскую во ВГИКе. Там молодой Твердовский начал вырабатывать свой стиль и снимать первые короткометражные работы: документальные фильмы с игровыми элементами. По словам режиссера, Алексей Учитель на протяжении всего времени обучения настраивал студентов на то, что документальное и художественное кино отдельно не существуют. «Это одна профессия и одно ремесло». Этот принцип Твердовский активно использовал и после восьми документалок приступил к созданию первой полнометражной игровой работы – фильму «Класс коррекции» 2014 года.

За основу была взята одноименная детская повесть Екатерины Мурашовой. И, так как в книге было много элементов фантастики, планировался не фильм, а, скорее, киносказка. Однако Твердовский предложил оставить от оригинала только историю о самих подростках из класса коррекции и создать «что-то пограничное между документалистикой и социальной драмой». Актеры «Гоголь-центра» Мария Поезжаева, Филипп Авдеев и Никита Кукушкин сыграли главные роли сложных подростков, а одна из второстепенных ролей досталась Наталье Павленковой, которая стала постоянной актрисой в фильмах режиссёра.

Команда театральных актеров создала в ленте непростую и уникальную атмосферу жизни подростков в глубинке. То, что называют «химией между персонажами» здесь создано как по учебнику. Вероятно, этому также способствовал принцип Твердовского: не писать диалоги. В первых версиях сценария они, конечно, есть, но к актером попадает лишь набор ремарок в духе: «Лена спрашивает о том-то» и им приходится придумывать диалоги самостоятельно. Из-за этого каждый новый дубль – отдельный неповторимый актерский перфоманс. Сняв несколько версий сцены на «живую» камеру, из них выбирают лучшие на монтаже. Операторскую работу в своих фильмах Твердовский называет «служебной», ведь если актеры каждый дубль отыгрывают по-разному, то снять сцену с множества ракурсов не представляется возможным. Но если это необходимая жертва для получения той реалистичности, которую можно увидеть в «Классе коррекции», то цель однозначно оправдывает средства.

Подобный подход не дал получившемуся фильму стать очередной грустной историей про ограниченных в чем-то людей. «Класс коррекции» оказался современным, живым и откровенным отражением действительности в российских школах. Это по достоинству оценили на пяти кинофестивалях, отдав фильму одиннадцать побед в четырнадцати различных номинациях, в том числе «За лучший дебют» на «Кинотавре» и «Специальное упоминание европейских кинокритиков» на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Успех «Класса коррекции» позволил режиссёру взяться за новую и очень неоднозначную работу.

Фильм «Зоология» 2016 года — драма с элементами фантастики, точнее – с одним элементом. Сюжет завязывается вокруг того, что у героини Натальи Павленковой – забитой, одинокой женщины с пустой жизнью – появляется хвост. Настоящий. Вокруг этого хвоста разворачиваются события фильма, меняется героиня и окружающий её мир. Сценарий писался специально под Павленкову, а сам Твердовский говорил: «Мне очень нравится с ней работать и мне захотелось поставить на Наталью что-то большое и индивидуальное. Этот фильм и родился из сочетания сюжета и точного понимания образа, кто это будет играть. Обычно я так не делаю — и не собираюсь в будущем. Актер должен все-таки влезать в ту драматургию, которая написана автором, а не наоборот». Фильм был неоднозначно принят зрителями, зато поразил кинокритиков. К охапке наград со своего дебюта двумя годами ранее, Твердовский получил не меньшую после премьеры «Зоологии».

Дарья Власова

На счету режиссера Дарьи Власовой всего три фильма, из которых только два находятся в открытом доступе; однако, говоря о «будущем» российском кино, нельзя обойти ее стороной. Дарья родилась в Москве в 1988 году. Поступила во ВГИК и окончила там курс Владимира Меньшова. В качестве дипломной работы Дарья представила свой игровой короткий метр «Масоны».

Картина повествует о жизни одного из лож масонского ордена в современной России. Оно состоит из автослесаря, библиотекаря и еще троих покрытых тайной лидеров. При разгадке очередного шифра из садового журнала они узнают, что их ложе расформировано. Масоны решают вычислить местонахождение Верховного Мастера и узнать у него, в чем же дело.

Фильм получился динамичным и забавным, а на дипломном показе журнал «Oppeople» назвал «Масонов» самым смешным и остроумным из всей программы. Позже фильм поучаствовал в конкурсе «Кинотавра», где получил диплом гильдии киноведов и кинокритиков с формулировкой «за ироничный и жалостливый взгляд на российское мужское сообщество, потерявшееся в пустыне реальности». В одном из интервью Власова говорила, что планирует сделать из «Масонов» полный метр и выпустить его в кинотеатры страны.

Фильм также получил I премию в категории «Игровой фильм» фестиваля «Святая Анна», Главный приз Российской программы «Shnit International Shortfilmfestival» и, видимо решив не останавливаться, забрал звание «Лучшая российская комедия» от жюри фестиваля короткометражной комедии «Кока».

После успешного дебюта Дарья сняла ещё два коротких метра. Один из них – социальная драма «Анестезия», а второй – «Молоко». Премьера «Молока» состоялась на Берлинском кинофестивале в программе «Generation 14plus». Фильм ещё не доступен для онлайн-просмотра, однако платформа «Пилигрим» уже называет его самым успешным российским коротким метром 2017 года.

Антон Ланшаков

Антон закончил ГИТР в 2009 году. В качестве дипломной работы он представлял документалку о работе реаниматологов «Уже не мертв». Фильм получил Первое место Национальной Премии «Страна» и Гран-При фестиваля «ART-kino».

Спустя три года Ланшаков представляет свой первый детский проект. Фильм «Не сказка» рассказывает о двух типичных «современных детях», которые оказываются в сказочном лесу и встречаются с его каноничными обитателями. Картина был тепло принят зрителями и даже получил Гран-При XIV Кинофестиваля «СКАЗКА», что иронично.

Год спустя Ланшаков принимает участие в конкурсе «Jameson First Shot», за победу в котором предоставляется возможность снять короткий метр с Уиллемом Дефо в главной роли. Креативный директор проекта Кевин Спейси проголосовал за работу Антона и сделал его одним из трёх победителей конкурса. Так свет увидел фильм «Человек-улыбка» о мужчине, который попал в автокатастрофу и, из-за полученной травмы, вынужден был всю оставшуюся жизнь улыбаться.

Сам Спейси потом комментировал свой выбор так: «Вообще много было претендентов, сложно было выбирать лучшие фильмы, был целый ряд факторов, по которому мы все-таки отобрали фильм Ланшакова. Это было связано и с моими соображениями, и с условиями производства картины. У Антона был очень убедительный и интересный сценарий, мы решили дать ему возможность».

И, видимо, не зря, поскольку фильм получил отличные отзывы критиков и зрителей и сейчас стал интернет-хитом. А сам Ланшаков приобрел необходимую известность в кругах кинопроизводства и занялся локальными проектами. В 2015 году он пишет сценарии для детских сериалов «Бумажки» и «Ми-ми-мишки», а спустя два года создаёт собственный.

Мультсериал «Герои Энвелла» стал первым российским проектом за последние 25 лет, мировая премьера которого прошла на телерынке «MIPJunior» в Каннах. Сериал повествует о четырех подростках – фанатах видеоигр, которые находят портал в одну из таких игр. Мультфильм набит отсылками к геймерской культуре и представляет из себя экранизацию мечты каждого второго современного ребенка: «попасть в компьютерную игру». Сериал продолжает выходить и пополнять фан-базу новыми любителями современной мультипликации.

Дарья Лебедева

Единственный режиссер в этой подборке, начавший снимать без кинообразования. Дарья родилась в городе Иванове и там же получила два образования: первое по специальности «дизайнер», а второе – «специалист по рекламе». Однако, как говорит сама Лебедева, учеба по этим специальностям «дала знания, но не определила мой жизненный путь».

Дарья начала со съемок клипов и просто видео для себя. А, «влюбившись» в видеографию, прошла три курса в киношколе Александра Митты. В 2013 году Лебедева снимает свои первые короткометражные работы. «Одна любовь» и «По пути» – простые и немного наивные фильмы о человеческих ценностях и переживаниях быстро нашли своего зрителя. Оба фильма приняли участие в специальной программе международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» и ещё четырех фестивалях. «Одна любовь» победила на кинофестивале «Волшебный мир», а «По пути» завоевала «Приз зрительских симпатий» на фестивале «Большая пятерка».

Получив локальную известность, Дарья Лебедева собрала в Иванове своё творческое объединение «Наследники». Вместе с «Наследниками» Лебедева создает свою самую известную работу – короткометражку «Каждый 88»: сатирический взгляд на реинкарнацию, через который поднимаются проблемы людей с ограниченными возможностями. Так же, как и предыдущие работы режиссера, «Каждый 88» это простая история о сложном, которая снята по-современному красиво и, не смотря на непростую тему, смотрится легко и не пытается выжимать из зрителя слезы. Картина вошла в конкурсную программу 38-го Московского международного кинофестиваля, а также стала лауреатом Каннского.

Сейчас Дарья Лебедева вместе с «Наследниками» создает авторские и коммерческие проекты, студия производит фильмы, клипы и рекламные ролики, а также организует открытые кинопоказы в Иванове.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *