Позитивные мелодии народной боли

« 1 из 5 »

Как сильно вы удивитесь, когда, прося знакомых назвать самый «зеленый» жанр музыки, раз за разом будете слышать одно и тоже – «регги»? И как сильно разочаруетесь, когда все знания ваших приятелей об этом направлении уместятся в скудное и банальное сочетание «Ямайка, Боб Марли и растафарианство»? «СД» расширяет привычные представления о регги и рассказывает историю этого жанра.

Первая половина XX века
В начале XX века Ямайка была увлечена музыкальным жанром «менто». Это была народная музыка, которую чаще всего исполняли бродячие музыканты. Пели обо всем: о труде рабочих, о богах и вере, о жизни и быте афроамериканцев, о том, что действительно волновало. Менто – абсолютная эклектика: в нем переплетались и калипсо (песни африканских рабов с сахарных плантаций), и европейская музыка, с которой ямайцев знакомили белокожие. Это был жанр особой народной музыки, который часто сравнивали с американским сельским блюзом. Затем, в период после Второй Мировой, на остров были завезены радиоприемники и проигрыватели. Благодаря этому остров услышал абсолютно новое для себя звучание американской и, реже, европейской музыки. Ямайку захватила волна модного в то время ритм-н-блюза – ведь это была поистине особенная музыка, исполняемая чернокожими и для чернокожих.

1950-е
В это время на карибском острове вдруг возникает необычный феномен – «Ямайская саунд-система». Дело в том, что большинство населения жило в крайней бедности и потому не могло позволить себе проигрыватель или даже самый скромный радиоприемник. Решение этой проблемы было найдено почти сразу: предприимчивые и изобретательные ямайцы собственноручно конструировали достаточно мощные звуковые системы, состоявшие из проигрывателя и усилительной аппаратуры. Эту конструкцию помещали на тележку, получая таким способом мобильную, передвижную диско-станцию, с которой можно колесить по городу и сельской местности, устраивая импровизированные дискотеки в самых неожиданных местах. Это изобретение положило начало развитию собственной ямайской музыкальной индустрии: некоторые предприниматели или известные владельцы «звуковых систем» стали открывать частные студии на которых записывали местных артистов и выпускали их пластинки. Центром музыкальной индустрии оказалась столица государства – Кингстон. Примерно в это же время на острове рождается новый музыкальный жанр ямайской музыки – ска. Это был, своего рода, адаптированный и переосмысленный американский ритм-н-блюз. Новый жанр зачастую был сугубо инструментальной музыкой, мелодия которого часто состояла из духовых инструментов.

1960-е
Во время проигрывания на дискотеках ска-песен владельцы «звуковых систем» нередко сопровождали их своими комментариями, произнося фразы поверх звучавшей музыки. Так возник жанр тостинга, оказавший немалое влияние на формирования хип-хопа. Похожим образом, приспосабливая виниловые пластинки под особую атмосферу ямайских дискотек, музыканты пытались всячески изменить, исказить оригинальное звучание. Подобные эксперименты с музыкой породили еще несколько жанров, одним из которых стал рок-стэди – непосредственный первоисточник рэгги. Основной аудиторией этого жанра была бедная молодежь городских кварталов Ямайки, называвшаяся «руд-бойз» (rude-boys, т.е. «грубые ребята»). Поскольку ска было слишком быстрым, чтобы танцевать под него знойным ямайским летом, темп был значительно замедлен, а ритм стал еще более расслабленным и неприхотливым. Найти «правильный» ритм для регги-музыканта было очень важным — только так можно создать «позитивные вибрации», которые по замыслу и должна была транслировать музыка регги.
В то время в США велась обостренная борьба чернокожего населения за свои права. «Чёрная революция» и развитие движения «Чёрная власть» напрямую отразились на всей ямайской музыке. Протестные песни 60-х призывали людей вернуться к своим корням и оказывать сопротивление системе, которая подавляет права чернокожего человека.
Ска и оформившийся в то время регги вместо безобидной лирики всё больше наполнялись растафарианской символикой и библейскими образами и сюжетами.

1970-е
В начале 70-х на Ямайке завоевывает популярность группа «The Wailers», организованная молодым руд-боем Бобом Марли. Со времени своего основания бэнд успел несколько раз сменить название: в самом начале своего творчества группа называлась «The Teenagers», потом «The Wailing Rudeboys» («Причитающие Руд-бои»), затем «The Wailing Wailers» («Причитающие плакальщики»), и, наконец, «The Wailers» («Плакальщики»). Примечательно, что название не было ироничным – традиции плача имеют место в негритянской культуре. Группа долгое время не была известна за пределами острова. Однако, всё изменил выход третьего альбома, который, к удивлению самой группы, стал мировой сенсацией. Проблемы, о которых пел Марли, были понятны каждому – и чернокожему, и гринго. Тема противостояния политическому укладу была актуальна в 70-е годы, а потому песни, в которых воспевался дух бунтарства и непреклонность перед политической стихией, пришлись по душе каждому свободолюбцу. С этого момента голос Марли стали узнавать в США и далекой Европе, в Великобритании практически все новые песни Марли входили в «Тор 40» и «Top 10». Для многих чернокожих известный растаман был символом африканского единства. На родине песни Марли объединяли самых разных людей – и жителей неблагополучных районов, и «золотую молодежь». Его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого.
С середины 1970-х стиль рэгги стал общемировым культурным феноменом, а Боб Марли — символом этого явления. Элементы рэгги проникают в различные музыкальные стили, а его ритмика привлекает множество слушателей и музыкантов. Интерес к регги проснулся и в далекой от жаркого ямайского солнца России. Как утверждают историки, случилось это еще на рубеже 70-80-х. Первыми пропагандистами регги в России стали «Аквариум» и «Карнавал» Александра Барыкина.

Настоящее время
Регги, в большей степени благодаря образу Боба Марли, и по сей день остается актуальным и экзотическим музыкальным направлением. Да, в XXI веке жанр видоизменился, разделился на поджанры: от яркого танцевального рагамаффина, исполняемого преимущественно на электронных инструментах, до психоделического даба. Сегодня регги популярен у многих современных исполнителей: Shaggy, Bobby McFerrin (кстати, песня «Don’t Worry, Be Happy» принадлежит ему, а не Бобу Марли, как часто думают), Alai Oli и десятки других имён. Не удивительно, что у этого направления так много последователей: кого-то привлекает философия регги, несущая в себе идеи о равенстве, братстве и гармонии; кого-то завораживает неповторимое музыкальное звучание и разнообразие стилей; а кто-то и вовсе открыл для себя религию растафарианства, найдя в ней ответы на все волнующие вопросы. Ведь регги – это не просто музыка, это образ жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *